Иллюстрацией к какой пословице может стать этот текст прочитай его

Оглавление [Показать]

ТЕКСТ

УРОКИ 46 — 52 ЧАСТИ ТЕКСТА

Прочитай.

КАК ПОЛУЧАЕТСЯ МЁД

Мёд для нас готовят пчёлы.

Зачин, или начало

Весной они вылетают из ульев и отправляются собирать сладкий нектар цветов. Пчёлы умеют находить нектар в самых разных цветах. Пчёлка высасывает этот сладкий сок своим хоботком.

Основная часть

Поэтому пчёл разводят там, где много цветущих растений.

Из журнала

Заключение, или концовка

— Из каких частей состоит текст? Подумай, почему они так называются. Что мы узнали из каждой части текста?

Запомни!

В зачине сообщается, о чём будет идти речь в тексте. В основной части раскрывается содержание высказывания (текста).

Текст завершается заключением (концовкой).

В нём подводится итог сказанному.

Послушай рассказ. Следи по тексту за чтением учителя.

КУДА ДЕВАЕТСЯ ВОДА ИЗ МОРЯ?

Все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворён. Куда девается вода из моря?

Вода из моря поднимается туманом, а из тумана делаются тучи. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьёв в реки, из рек в море.

Из моря опять вода поднимается в тучи.

По Льву Толстому

Просмотри текст. Из скольких частей он состоит? Сколько предложений в зачине, основной части, заключении? Почему каждая часть начинается с новой строки?

Запомни!

Каждая часть текста — это абзац, в нём выражается новая законченная мысль. Абзац пишем с новой строки, отступив немного вправо.

Кого ты видишь на фотографии? Запиши.

Прочитай.

Ж..вотное в доме — это большая ответственность. Ж..вое существо требует от человека внимания и заботы. Хорошо подумай, хватит ли у тебя терпения и свободного времени. Ведь ж..вотное станет частью твоей ж..зни не на один день. Но за т..пло и заботу оно отблагодарит тебя доверием и принесёт много радости.

Из «Энциклопедии для юных»

— Спиши, вставляя пропущенные буквы и выделяя абзацы. Объясни написание пропущенных букв.

Расскажи о своём домашнем любимце. Если у тебя нет питомца, выбери кого-то на фотографии (упр. 250), расскажи о нём. Рассказ строй, отвечая на вопросы.

1. Кто у тебя живёт, как его зовут?

2. Как он выглядит (мордочка, глаза, ушки, лапки, хвостик, шёрстка, пёрышки, панцирь)?

3. Какие у него повадки, привычки?

4. Как ты ухаживаешь за своим любимцем, как играешь с ним?

Прочитай, найди пословицы. Объясни их смысл.

1. Хлеб — всему голова. 2. Самый важный продукт — это хлеб. 3. У пахаря рука черна, да хлеб бел. 4. Свежий хлеб — настоящее лакомство.

Рассмотри репродукцию картины Антонины Юдицкой «Северянский хлеб». Составь по картине текст о хлебе (три-четыре предложения) и запиши его. Какая из пословиц (упр. 253) может быть заголовком или концовкой текста?

А. Юдицкая. «Северянский хлеб»

Прочитай слова, рассмотри рисунок. Составь по рисунку текст с этими словами?

Прочитай. Сравни свой текст с рассказом писателя.

Родились зайчата ранней весной. Сидят малыши в сухой прошлогодней траве, терпеливо ждут свою мать. Она наказала им:

— Сидите в травке, зайчатки, не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не поведите! Никто вас, сереньких, здесь и не увидит. А бегать вам пока нельзя. Кто на месте сидит, у того и следу нет. А следу нет — кто вас найдёт?

По Евгению Чарушину

— Какие слова автор употребил вместо слова зайчата?

Письменно ответь на вопросы.

1. Когда у зайчихи родились зайчата?

2. Как ждут свою мать малыши?

3. Почему зайчатам бегать пока нельзя?

4. Почему их никто из хищников не сможет найти?

ДОБРЫЙ СОВЕТ

Чтобы связать предложения в тексте, используй слова, которые по-разному называют один и тот же предмет или действие.

Прочитай и узнай сказки.

Дед, бабка, внучка, курочка, Жучка, кошка, мышка, медведь, волк, лиса, зайчик, колобок, репка, покатился, тянут-потянут, ушёл, выросла.

Выбери слова, которые понадобятся тебе, чтобы рассказать одну из этих сказок. С этими словами запиши по памяти три предложения из сказки.

Прочитай. Рассмотри иллюстрацию. Можно ли этот будильник считать отгадкой? Выбери одну из загадок, запиши её и отгадку.

1. Кто дважды родился, в школе не учился, а время знает? 2. Какой будильник с хохлатками гуляет?

Прочитай сказку. Сколько в ней частей? О чём рассказывается в основной части текста?

Проснулся петух, выглянул на улицу. А там темным-темно.

 «Видно, проснулся рано, — подумал он. — Ещё поспать надо». И снова задремал.

Поспал немного, проснулся, а солнышко ещё не вставало. «Ку-ка-ре-ку! — сердито пропел петух. — Солнышко, вставай, поднимайся!»

Во дворе от петушиного крика все проснулись.

По Николаю Мишутину

— Кто проснулся от петушиного крика? Запиши ответ.

Прочитай основную часть текста.

По молодой зелёной травке разгуливал петух и клевал букашек. И алый гребень, и пёстрый хвост, и шпоры на его жёлтых сапожках — всё горело, сверкало, переливалось.

По Тимофею Белозёрову

— Выбери предложения для зачина и заключения. Объясни свой выбор Запиши текст, соблюдая абзацы

Было раннее утро. Солнце только поднялось. Хорош был петух! Все любовались петухом.

Когда так говорят?

Встаёт с петухами; голосистый, как петух; задиристый, как петух.

Рассмотри петуха на рисунке. Составь и запиши о нём три предложения.

Прочитай. Запиши выделенные слова по алфавиту.

Проснулся журавль на болоте, на моховой кочке. Клювом пригладил перья и закурлыкал.

Полетел на речку, напился, в чистую воду посмотрелся — до чего хорош! Ноги длинные, шея тонкая, сам весь серый.

Расправил журка крылья и ногами стал притопывать, подплясывать, приседать, вертеться…

По Евгению Чарушину

— В каком абзаце текста сказано, как выглядел журавль, в каком — описан его танец? Прочитай их так, чтобы слушатели представили, как журавль собой любуется.

Название волк образовалось от слова волочить, тащить. Волк — хищное животное. Он часто уволакивает, утаскивает домашний скот.

По Николаю Шанскому

Расскажи и запиши, почему волк так назван. Рассуждение построй так.

Прочитай. Что объясняется в этом тексте?

Название волк происходит от слова … , потому что волки … .

Когда так говорят?

Голоден как волк.

Послушай чтение учителя.

Цветы одуванчика похожи на маленькое солнце. Семена его собраны в лёгкий пушистый шарик. Дунешь на шарик — и полетят в воздухе летучие семена. Поэтому и называется цветок одуванчиком.

По Ивану Соколову-Микитову

Расскажи, на что похож одуванчик, когда он цветёт. Составь загадку о цветущем одуванчике.

— Объясни написание выделенных буквосочетаний.

Дополни рассуждение словами и выражениями из текста упр. 266, запиши свой текст.

ОДУВАНЧИК

Цветок одуванчика похож на …

… . Его семена собраны в … …

… . … ветерок — и … семена на

… пушинках. Вот … цветок называют … .

Рассмотри рисунки, придумай и запиши заголовок к каждому рисунку. У тебя получится план рассказа о двух приятелях, Серёже и Пете.

— Расскажи о мальчиках по рисункам и плану.

Прочитай стихотворение.

Хрустит под окошком

Морозный денёк.

Стоит на окошке

Цветок-огонёк.

Малиновым цветом

Цветут лепестки,

Как будто и вправду

Горят огоньки.

— Елена Благинина Рассмотри рисунок и выбери заголовок.

Огонёк; Цветок; Любимый цветок.

Объясни написание выделенных слов.

Выбери задание и выполни его.

1. Прочитай и «распутай» строчки двух загадок. Отгадай загадки. Одну из загадок запиши.

Разбойник он серый,

Маленький рост,

Нет ему веры,

Длинный хвост.

Серая шубка,

Всё клыками щёлк,

Острые зубки,

Кто это?

2. Рассмотри животных на фотографии. Об одном из них составь свою загадку или вспомни и запиши две загадки из тех, которые ты знаешь о зайце и лисе.

Послушай чтение учителя.

1. Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес — и давай собирать. Только бабушка — в кружечку, а Надя — в рот.

Пришли домой. У бабушки полная кружечка, у Нади — пустая, даже дедушку угостить нечем.

Стыдно стало Наде. На другой день она пошла в лес, ни одной ягодки не съела — все в кружечку. Пришла домой и угостила деда.

Но дедушка не захотел лакомиться ягодами один. И они с Надей стали есть из одной кружечки. Надя — ягоду, и дед — ягоду, Надя — ягоду, и дед — ягоду. Так всё и съели.

По Якову Тайцу

2. Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес — и давай собирать. Только бабушка — в кружечку, а Надя — в рот.

Пришли домой. У бабушки полная кружечка, у Нади — пустая, даже дедушку угостить нечем.

Стыдно стало Наде.

На другой день она пошла в лес, ни одной ягодки не съела — все в кружечку. Пришла домой и говорит деду:

— Кушай!

— А сама что же?

— А я вчера ела.

— Вчера не считается, — сказал дедушка. — Давай вместе.

И они с Надей стали есть из одной кружечки. Надя — ягоду, и дед — ягоду, Надя — ягоду, и дед — ягоду. Так всё и съели.

Яков Тайц

— Сравни тексты. Чем они отличаются?

Часть какого из текстов можно прочитать в лицах? Кто участвует в разговоре? Найдите слова автора. Прочитайте текст в лицах.

Рассмотри рисунок. К какому абзацу текста он подходит? Прочитай этот абзац.

Прочитай пословицы. Спиши.

Судят не по словам, а по делам.

Сумел ошибиться, сумей и исправиться.

Обсуди с соседом по парте смысл одной из пословиц. Начинай свои реплики так:

Я думаю, что … (или: Я понимаю пословицу так …). А я думаю, что … (или: Я тоже считаю, что …).

Послушай отрывок из сказки, который прочитает учитель.

Девочка прядёт1 — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:

1 Прясть (пряду, прядёшь, прядут) — свивать нити, скручивая волокна.

 — Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки.

Мышка ей сказала:

— Бери братца, беги, а я за тебя попряду. Девочка взяла братца и побежала.

А Баба Яга подойдёт к окошку и спрашивает:

— Девица, прядёшь ли?

Мышка ей отвечает:

— Пряду, бабушка.

Баба Яга вошла в избушку, а там и нет никого.

Из какой сказки этот отрывок? Если знаешь, расскажи, что было в сказке дальше.

Сколько действующих лиц в приведённом отрывке сказки? Кто из них разговаривает? Определи, кто какие слова говорит Приготовься прочитать отрывок из сказки в лицах. Не забудь о сказочнике.

Обрати внимание на выделенные слова. Вместо каких слов они употреблены? Почему?

Рассмотри воробья и синицу Прочитай текст, дополняя предложения. Запиши текст.

Воробей и синица по величине примерно одинаковые. У воробья головка (к а к а я?) … , а у синицы (к а к а я?) … . Крылышки у воробья (к а к и е?) … , а у синицы (к а к и е?) … .

У воробья грудка (к а к а я?), а у синицы (к а к а я?) … .

Незнайка назвал воробья и синицу перелётными птицами. Объясни, в чём его ошибка.

Прочитай.

Ночью была вьюга. Люди прокладывали дорожки.

Шли ребята в школу. Остановились у домика бабушки Марьи. Она одна живёт. Тяжело будет ей ходить по глубокому снегу. Дети прошли много раз от ворот до дома и обратно.

Протоптали для бабушки тропинку.

По Василию Сухомлинскому

— Почему ребята по дороге в школу остановились около домика бабушки Марьи? Как они помогли бабушке?

— Что ты можешь сказать об этих ребятах? Какие они?

Кому и как помогаешь ты?

Прочитай слова и сочетания слов. Обрати внимание на выделенные буквы и запомни написание слов.

Ночью, вьюга, дорожки, ребята, у домика, около, от дома, до ворот, по глубокому, обратно, протоптали тропинку.

— Запиши эти слова по памяти, а затем сверь написанное с учебником.

Прочитай ещё раз рассказ из упр. 275. Продумай свой пересказ текста по плану

План

1. После ночной вьюги.

2. В школу.

3. У домика бабушки Марьи.

4. От ворот до дома и обратно.

5. Радость и удивление бабушки Марьи.

— Запиши заголовок и план в тетрадь.

Закрой учебник, напиши изложение рассказа по плану. Прочитай внимательно своё изложение.

Прочитай, спиши, вставляя пропущенные буквы.

Белый снег.. пуш..стый

В воздухе круж..тся

И на землю тихо

Падает, лож..тся.

Иван Суриков

Устное народное творчество

Ответы к стр. 7 — 9

1. Эрудит
Допишите предложение.

Пословица — это произведение фольклора, краткое мудрое изречение.

2. Книгочей
Допишите пословицы.

Красна птица пеньем, а человек уменьем.
Где хотенье, там и уменье.
Доброе братство милее богатства.

3. Соответствие
Прочитайте пословицы и соедините каждую с темой.

Смотри дерево в плодах, а человека — в делах.  О терпении
Родина — мать, умей за неё постоять.  О Родине
Хлеб — всему голова.  О хлебе
Друзья познаются в беде.  О дружбе
Собирай по ягодке — наберёшь кузовок.  О терпении
На чужой стороне и весна не красна.  О Родине

4. Проба пера
Придумайте рассказ «Друзья познаются в беде». Нарисуйте иллюстрацию к рассказу.

Друзья познаются в беде

Оля заболела и не пошла этим утром в школу. После обеда на улице она услышала весёлые крики ребят. Они катались с горки, играли в снежки, лепили снеговика. Оле было грустно. Целый день она проводила в постели. Вечером раздался звонок в дверь. Это пришла Лена, с которой они редко разговаривали в классе. У Оли было много друзей, а с Леной почти никто не общался. Девочка для больной принесла мамино варенье и книгу из библиотеки.
— А где же мои подружки — Дианка и Лера? — поинтересовалась Оля.
— Они пошли на каток, — ответила Лена.
— А почему же ты не пошла?
— Мне так стало грустно, когда ты не пришла сегодня в школу, что я захотела тебя увидеть и понять, что случилось. Я волновалась за тебя.
Вскоре Оля выздоровела и поняла, что настоящие друзья познаются в беде.

5. Схема
Какие бывают пословицы? Запишите основные темы пословиц.

6. Соберите
Соберите пословицы, соединив их части ⇒.
Чему Ваня не научился,  того Иван не выучит.
Хлеб — батюшка,  вода — матушка.
Что людям пожелаешь,  то и сам получаешь.
Не надобен клад,  коли в семье лад.

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №1. 3 класс. Ефросинина Л. А.

Пословицы

4.5

(90%) от

2

голосующих

141. Прочитайте текст. Какова его главная мысль? Озаглавьте текст.

142. Знаете ли вы, кто такой горностай? Рассмотрите рисунок. Прочитайте текст. Выпишите слова, которые отвечают на вопрос какой?
143. Прочитайте словосочетания. Запишите их, вставляя пропущенные буквы. Из слов каких частей речи составлены словосочетания?
144. Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Запишите составленные словосочетания.
145. Составьте из слов предложения и запишите их. Подчеркните все имена прилагательные.
146. Прочитайте текст. Чего, по-вашему, не хватает в описании?
147. Прочитайте рассказ знаменитого русского педагога В. Сухомлинского «Я хочу сказать свое слово».

148. Прочитайте слова. Чем они похожи и чем различаются? Составьте предложения с выделенными словами.
149. Прочитайте отрывок из сказки известного писателя С. Козлова.
150. Прочитайте отрывок из стихотворения С. Михалкова. Как бы вы его озаглавили?

151. Прочитайте стихотворную загадку И. Гамазковой. Обратите внимание на рифму: она может подсказать неверные по смылсу слова.

152. Игра «Угадай-ка». Объясните значение любого из данных слов, не называя самого слова.
153. Прочитайте стихотворные строки.
154. Расскажите, что изображено на рисунке. Какой текст у вас получился: текст-сообщение или текст –описание?
155. Прочитайте. Свяжите слова друг с другом по смыслу. Какие слова помогают нам в этом?
156. Рассмотрите рисунки. Составьте предложения со словами кот и стол, опираясь на рисунки.

157. Прочитайте текст, составленный мальчиком-иностранцем, который недавно начал изучать русский язык. Скажите, правильно ли он употребил предлоги. Помогите мальчику – исправьте ошибки. Запишите текст грамотно.
158. Прочитайте слова. Соедините их по смыслу с помощью предлогов и запишите. Помните, как пишутся предлоги с другими словами.

159. Рассмотрите рисунок. Ответьте на вопросы.
160. Допишите предложения. Используйте предлоги.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector