Хлеб всему голова значение пословицы

Надежда Порошенко
Занятие по социальному миру «Хлеб — всему голова»

Тема: Хлеб – всему голова.

Задачи: расширять знания детей о значении хлеба в жизни человека; показать, каким трудом выращивается хлеб и появляется на столе; воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к людям, которые вырастили хлеб.

Оглавление [Показать]

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте дети! Сегодня мы будем говорить с вами вот о чём: «Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, он и чёрный, он и белый, а бывает подгорелый».

Дети: Хлеб.

Воспитатель: Да, верно. Мы с вами поговорим о нём. Хлеб, хлебушко с румяной корочкой, мягкий и душистый. Он – самый главный на столе.

Воспитатель: Посмотрите, как много хлебобулочных изделий! Назовите их.

Дети: Хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, печенье, сухари, ватрушки и т. д.

Воспитатель: Ребята, такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда – то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, из муки месить тесто. Хлеб был грубым и тяжелым, не таким вкусным, как сегодня. Затем стали печь хлеб из заквашенного теста.

Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. Всем знакомые слова: «Хлеб – всему голова, «Худой обед, коли хлеба нет», «Будет хлеб. будет и обед», «Хлеб на столе, так и стол – престол, а как хлеба ни куска, то и стол – доска».

С давних пор уважение к хлебу выражалось в таких словах, как: «Хлебушко», «Хлебец». Отрезая ломоть, прижимали хлеб к груди. Оставшиеся крошечки никогда не выбрасывали, а собирали в кучку, делали мякиш и клали в рот.

Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь выращивать очень трудно, и долгий путь проходит маленькое зернышко, что бы попасть к нам на стол пышным караваем.

Воспитатель: А как вы понимаете выражение «Хлеб – всему голова».

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам просмотреть презентацию «Хлеб – всему голова», которая поможет вам ответить на этот вопрос.

Ответы детей: даже если нет никакой пищи кроме хлеба, то голодным не останешься; хлеб исконная еда россиян.

Воспитатель: Теперь мы знаем, ребята, не только о том, как хлеб появился у нас на столе, но и люди каких профессий выращивают хлеб, какие машины помогают нам в этом. Давайте вспомним еще раз. Какие профессии вы узнали?

Дети: Агроном, хлебороб, тракторист, пекарь, шофер.

Воспитатель: Хорошо. Молодцы. А какие сельскохозяйственные машины вам теперь знакомы?

Дети: Трактор, комбайн, сеялка, грузовик.

Воспитатель: Замечательно. Со всеми вопросами вы справились. Давайте теперь немного отдохнем и проведем физкультминутку.

Воспитатель: А сейчас давайте присядем и отдохнём. Послушаем стихотворение С. Михалкова «Булка».

Включается грустная музыка.

Воспитатель: «Три паренька по переулку, играя, будто бы в футбол,

Туда – сюда гоняли булку, и забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул,

И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.

«Ты кто такой?» — спросили дети, забыв на время про футбол.

«Я – пекарь!» — человек ответил и с булкой медленно ушёл.

Даже не верится нам с тобою, что кто-то сорит чудом земли.

Сердце за хлеб обливается болью, когда он лежит в придорожной пыли».

Воспитатель: Что хотел автор С. Михалков рассказать нам о хлебе?

Дети отвечают.

Воспитатель: Да, хлеб надо беречь, он – наше богатство, бережно к нему относиться, не выкидывать хлеб, брать столько, сколько сможешь съесть, не крошить хлеб за столом. Хлеб выращивать очень трудно. И долгий путь проходит маленькое зернышко, чтобы попасть к нам на стол пышным караваем. Хлеб вкусный и полезный, в нем наше здоровье и сила.

1. Дети читают наизусть стихи.

Хлеб наш берегите! (Настя)

Хлебом не сорите!

Хлеб наш уважайте!

С хлебом не играйте!

Хлеб выбрасывать нельзя!

Берегите хлеб, друзья!

2. С огурцами ли, с картошкой, (Настя)

Надо хлеб съедать до крошки.

Потому что много сил

Тратит тот, кто хлеб растил.

Хлеб растят с любовью-

Ешьте на здоровье.

3. Вот он – хлебушко душистый (Карина)

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – теплый, золотистый!

Словно солнцем залитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал-пришел.

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло;

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом – тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

В нем – земли родимой

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки –

Вырастай богатырем!

4. Зёрна наших дней, светитесь (Женя)

Позолотою резной!

Говорим мы: «Берегите.

Берегите Хлеб родной…

Не мечтали мы о чуде.

К нам с полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы – люди!

Научитесь хлеб беречь».

5. В каждом зёрнышке пшеницы (Даша)

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И расти под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.

6. Слава миру на земле! (Миша)

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил

Не жалел трудов и сил!

Слава им, привет от нас,

В добрый день, счастливый час!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, еще раз на картинки и вспомните, какой длинный

трудный путь проходит зернышко, прежде чем попадет к нам на стол хлебом.

Как много людей трудятся, чтобы мы каждый день ели свежий хлеб. Вот

почему, ребята, я всегда говорю вам: «Хлеб надо беречь Это настоящее

богатство нашего народа, нашей страны. Хлеб всегда считался главным

блюдом на столе: в старину без него и за стол не садились. Считалось, что

если в доме есть хлеб, то голод не страшен.

Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали?

Ответы детей

Воспитатель: Хотите напоследок поиграть в игру? Вы должны быть очень внимательны.

Я буду читать стихотворение И. Лопухиной. Если вы услышите название

продукта, который делают из муки, хлопайте в ладоши. Если же он не из

муки, стойте тихо.

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

Ии плетенки, и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

6Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено, и помадка…

Называйте, не стесняйтесь,

Выбирайте, угощайтесь!

Воспитатель: Вот теперь можно вволю насладиться хлебушком и всем тем, что пекари из

муки испекли.

Занятие заканчивается чаепитием.

Классный час на тему «Хлеб — всему голова» разработан для учеников 2-3 классов. В сценарии содержится кроссворд о профессиях, связанных с выращиванием и приготовлением хлеба; история слова «Хлеб»; пословицы и поговорки о хлебе; традиции и приметы; видеоролик «Как пекут хлеб»

Тема: «Хлеб  —  всему голова»     

Цель:Создать условия для формирования знаний о хлебе.

Задачи: Образовательная: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба ;

Развивающая: расширять кругозор учащихся, их словарный запас;

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к хлебу.     

Ход занятия:

Мальчишка примерно 13-ти лет

Бежал и ногою подбрасывал хлеб.

В него словно в мячик мальчишка играл,

Забрасывал в лужи и снова пинал.

О чем это стихотворение?

-Почему так нельзя обращаться с хлебом?

-Как вы поступаете с недоеденным хлебом?

 -Что вы знаете о хлебе?

-Как вы думаете о чем будет наш урок?

-Давайте сегодня наш урок посвятим хлебу и  узнаем почему люди так берегут и ценят хлеб? А в народе говорят «Хлеб —  всему голова»     

А поможет нам в этом  герой русской народной сказки, которую вы угадаете сами 

Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали? …. (Колобок)

Колобок много мог бы рассказать о хлебе, но он не умеет разговаривать,  поэтому он будет направлять нас и помогать.

Ребята,  а вы знаете  Как появился хлеб?

Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, грибы, орехи. Но однажды  человек принес  в корзинке несколько зернышек. Долгое время люди употребляли зёрна в сыром виде, затем научились их растирать между камнями, получая крупу, и варить её. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что еда превратилась в камень. Когда же этот камень остыл, и человек очистил его, он вдруг почувствовал незнакомый запах. Отведав кусочек нового кушанья, человек зажмурился от удовольствия Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет,  

Почему хлеб стал называться именно так

Слово «хлеб» произошло от старонемецкого языка и  сохранилось слово «хлайб», специальный посуд  для выпечки  ( Работа со словарем)

1 задание  Совтавьте цепочку  как делали хлеб  на Руси в более поздние времена

-Пахали землю

-Сеяли зерно

-Косили косой

-Молотили цепами

-Мелят на мельнице муку

-Пекут хлеб

Заметьте, что все делалось руками, без помощи различной техники.

Так как в изготовление хлеба было вложено много труда, в народе сложились разные традиции, связанные с хлебом  Сегодня было д/з на опережение. И о традициях нам расскажет 1 группа

                                                    Традиции

Хлебом- солью встречали самых дорогих гостей

Хлеб – символ достатка, изобилия и материального благополучия. Хлеб на столе символизирует достаток дома, постоянную готовность к приему гостя.

Хлеб используют в качестве оберега: клали в колыбель,чтобы малыш рос здоровым и счастливым. брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути,

Хлеб выносили на улицу при приближении грозы, чтобы защитить посевы.

Хлеб брали, когда отправлялись свататься, с хлебом и солью встречали гостя и молодоженов из церкви после венчания, угощали им весь двор в различных обрядовых ситуациях.

Считалось самым большим грехом уронить хотя бы крошку хлеба, а еще страшнее растоптать ее.

В день свадьбы невесту и жениха обсыпали хлебными зернами, чтобы жизнь их была богата..

 С хлебом было принято провожать на фронт и встречать солдат с войны.

Роль хлеба в годы Великой Отечественной войны.

Наше поколение живет в мирное время. Но еще живы те люди, кто испытал ужасы войны. что в голодающем городе люди в поисках хотя бы крошки хлеба вскрывали дощатые полы. Между хлебом и жизнью стоял знак равенства. В музее Ленинграда сохранился тоненький ломтик блокадного хлеба. Посмотрите на такой же ломтик. Его выдавали людям на весь день. это был не просто хлеб – это была сама жизнь

В годы войны Муки не хватало, в тесто добавляли  отруби, жмых, солод и даже обойная мука. кора деревьев семян лебеды в целях экономии.. Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда даже маленький кусочек не выбрасывают.

В дыму ленинградское небо.

Но горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба,

Блокадного хлеба

125 грамм!

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп,

Шёл народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

Хлеб – всей жизни голова!

Видео О. Воронец Хлеб всему голова.                                                                                                                                                                        

знаете как хлеб называется у разных народов  и об этом нам расскажет 2 группа   Хала -Израиль, Симит (Турция) , Лаваш (Армения), Фокачча (Италия),Бриош  багет(Франция), Пумперникель (Германия), , Калач (Россия)

Физкультминутка

А вы знаете, как хлеб приходит к нам на стол?

Забежишь в магазин и через минуту выходишь с хлебом. Мы каждый день его видим на столе. Без него мы даже не представляем обед или завтрак. А ведь и в наше время  непросто приходит он к нам на стол.

 Хлебный каравай начинается с зернышка. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зерен.

ИЗ каких злаков делают хлеб: пшеница Рожь, овес, ячмень, кукуруза. просо

Как вы  думаете  сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку хлеба? Правильно, 120 профессий.

Изготовление хлебе в наст время  а основные профессии  вы назовете сами. На столах у вас кроссворд. Разгадайте его самостоятельно.

 Ключевое слово хлебороб

Кто такой хлебороб — крестьянин, земледелец, выращивающий хлеб

Как пекут хлеб  (видео)

В настоящее время  очень много споров

Вреден или  полезен хлеб? В мире очень много полных людей и считается , что  от хлеба полнеют.  Он вреден в больших количествах, и при малоподвижном образе жизни.  В питании детей продукты из зерновых культур занимают очень важное место.

 Так, белки нам дают иммунитет, отвечают за рост организма;

углеводы – энергию,

а минеральные вещества берегут здоровье.

Он еще содержит незаменимые аминокислоты, которые отвечают за работоспособность. В

 хлебе содержится фосфор, магний, железо, цинк.

Даже если хлеб зачерствеет, он все равно пригоден для употребления в пищу. Хлеб никогда не приедается, не надоедает – таково его удивительное свойство.

 Ребята, а вы знаете, сколько тонн хлеба съедает человек за 60 лет?
Человек за 60 лет съедает 30 тонн пищи, около половины её составляет хлеб.

Хлеб воспевали многие поэты  писатели   музыканты,  художники и об этом нам расскажет  3 группа

 Картины:

Сказки и рассказы: Паустовский «Тяжелый хлеб»

Сказка колобок

К.Д.Ушинский «Хлеб»

Белорусская сказка  « Легкий хлеб»

Стихи о хлебе

Пословицы и поговорки про хлеб. Кроме традиций придуманных людьми есть очень много пословиц о хлебе. У вас на столах есть карточки надо собрать пословицу

Многие пословицы о хлебе учат гостеприимству, добрососедству и

взаимовыручке. Вот несколько из них.

Земля – матушка, а хлеб – батюшка.

Хлеб да вода – богатырская еда.

Без хлеба и медом сыт не будешь.

Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.

Будет хлеб, будет и песня!

Без хлеба куска везде тоска.

Давайте вернемся к теме урока

Объясните смысл пословицы  Хлеб — всему голова   Хлеб главный на столе, ни один стол , ни богатый ни бедный не обходится без хлеба. Люди выживали ради хлеба

Что нового узнали на уроке?

Проведенное исследование открыло для нас много нового. Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнали, что хлеб очень полезен, в нем содержатся почти все питательные вещества, необходимые человеку. И только благодаря кусочку хлеба многие люди смогли выжить в годы ВОВ. Мы поняли, почему люди с давних времен свято почитали и ценили хлеб.

Давайте вспомним стихотворение, которое я прочитала в начале урока. А теперь скажите, чтобы вы сказали такому мальчику?

А автор вот что говорит:

Снимите очки и захлопните книжку!

Я очень прошу – урезоньте мальчишку!

Остановите! Ему объясните!

Пусть он запомнит на тысячу лет,

Что самое главное в жизни – хлеб!

Вы согласны с автором?
 На столах у вас лежат колобки

 Если вам понравился урок – нарисуйте улыбку

Если не очень- мордочку без эмоций

Если было не интересно – грустный ротик

Отправим наших колобков на полянку

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector