Две пословицы пермяк

Тема: Е.Пермяк. Две пословицы.
Цель: 1.
2.
3.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка д/з: подробный пересказ по плану.
Коля заболел – Коля скучает – шар в окошке – Коля и друзья
Как ты понимаешь последнее предложение? Стр.28
В тетради: какая из пословиц подходит к рассказу.
1. На доске: Евгений Андреевич Пермяк (портрет)
Открываю доску
Какое произведение Е.А.Пермяка мы уже читали? (рассказ «Смородинка»)
2. Сегодня мы познакомимся с новым произведение «Две пословицы»
Прочитайте самостоятельно ( в полголоса) и подумайте:
Какой жанр этого произведения (что это рассказ или сказка, докажите)
Дети читают. Ответы детей! Я хожу по классу, смотрю, слушаю.
3.
Читаем в слух (1обзац)
Каким был мальчик?
КОСТЯ – бережливый, экономный, расчётливый
ФЕДЯ (наоборот) – транжира (легкомысленно тратит деньги), щедрый (оказываемый, материальную помощь, не скупой), растратчик (израсходовать незаконно, тратить деньги)
Какое подходит больше?
4.
Читаем 2 абзац.
Объясните слово: 1. Пригоршня медняков – монет
·ы из меди
2. Пятак – монета в 5 копеек
3. Гривенник – монета в 10 копеек
4. Глазеть (устаревшее, просторечье) – смотреть из любопытства
5.
Читаем дальше
Прочитайте вопрос №3 после текста (Костя – Федин товарищ)
(Брод – мелкое место реки, удобное для перехода)
Прочитайте, что ответил голубь (ответы детей)
А кто изобразит голубя (как он летает)
А теперь все встали и представим, что мы голуби: ПОЛЕТЕЛИ! (Дети летают, а я читаю четверостишие)
Сели. Прочитайте слова плотвички.
Кто покажет, как она плавает? (руками, кисти сложить, изгибать)
Все встали. Теперь мы рыбки.(Дети плавают, я читаю стихи)
6.
Читаем до конца.
Прочитайте вопрос №4 после текста (Ответы детей. Объясняют пословицы)
Итог урока:
Работа в тетради: задание №1, №2 – заполняем
Д/з:
Пересказ текста стр.48-50
Ответить на вопросы:
Почему автор так озаглавил свою сказку?
Какая главная мысль сказки? (Две пословицы: 1.не имей 100 рублей, а имей 100 друзей; 2.бережливым быть хорошо, а добрым лучше)
15

Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку.

А его дружок Федя — наоборот. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. Каким был мальчик Костя? (Бережливым.) – Можно ли сказать, что Костя был плохим мальчиком?

Оглавление [Показать]

Урок мудрости «Е.Пермяк. Две пословицы». (Презентация)

Приемы работы с текстом могут быть самыми разнообразными: чтение по цепочке, выборочное чтение, нахождение абзаца в соответствии с сюжетной картинкой. Так в клюв и просятся! Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится. Чтобы ложку держать.— А еще?— Чтобы кошку гладить.— А еще?— Чтобы ка-меш-ки в речку бросать…Весь вечер отвечал Петя дедушке.

Евгений ПермякДве пословицы

Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости — колбасы. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать — только глазеть. Снесла беззаботная мать и улетела в веселые леса куковать, годы предсказывать, людям голову морочить, свою душеньку тешить.

Бесплатная помощь с домашними заданиями

По людям Тиша с матерью ходили. Игрушки; б) оружие; в) корм для животных. Почему Косте помогали голубь, плотвичка и кудлатая собака? Презентация поможет провести урок наиболее увлекательно. Урок начинается с основных критериев оценки чтения домашнего задания самими обучающимися, затем дети знакомятся с девизом урока и биографией писателя.

Шёл Костя на ярмарку лесом, шёл да заблудился. Пришёл Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Они могут вынюхать и узнать. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула. Идёт Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула.

Кто главные герои рассказа? Почему дедушка задавал один и тот же вопрос внуку? Что хотел услышать дедушка? К какой теме можно отнести это произведение? Карточки с текстами для многократного чтения. В лесу я видел ёжика. Он смешно ходил между кочек, рас-тал-ки-ва-я сте-бель-ки тра-ви-нок.

Почему лучше зарегистрироваться?

Серёжка за-я-вил, что возьмёт его в группу. Он закатил шарик в свою панаму. Пусть живёт в лесу. Ежу здесь хорошо. Кто дольше всех прос-ка-чет, тот и по-бе-дил. Летал-летал он по своим делам и проголодался. Сел снегирь на высокую рябину и стал мороженные ягоды клевать.

воскресенье, 10 августа 2014 г.

Снесла непутевая Кукушка три яйца. Одно — в иволгино гнездо, другое — в желнино, третье — в щеглиное. Без отца Тиша рос, в бедности. Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях.

Прочитайте. – Что шепнула Косте кудлатая собака? Читая рассказ, учитель демонстрирует на экране сюжетные картинки к рассказу. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Вдруг видит — голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.ают. У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал? Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ.

Думает: «Дай, хоть одну с собой возьму — про запас»

Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. А у собак, известно, нюх хороший. Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да Косте принесла. Вам понравился рассказ? Как Петя ответил на вопрос дедушки? 7. Гимнастика для глаз (презентация «Гимнастика для глаз»). А Марина Вик-то-ров-на велела ёжика вы-ка-тить из панамы. Наелся снегирь от души,а улетать с рябины не хочется: очень уж ягоды на ней хороши. Привет! Тебе нужна помощь по школьным предметам?

А ягоды крупные,спелые,сладкие

Добро творить может только хороший человек. Он делает это, ничего не ожидая взамен. Человек, который делает добрые дела, счастливее других. Вытащил плохой человек Костины денежки. Вот тебе мой хороший товарищ, подарочек!чек! А еще мы бегали по до-рож-ке. Как только Марина Вик-то-ров-на махнет красным флажком, надо бежать.

Тест. 1. Что покупал Федя, как только у него появлялись деньги? Покажи мне, голубь, дорогу! Зачем же мне твоя денежка? Тогда другое дело,- говорит голубь.- Покажу. Мишка хотел его пог-ла-дить. Луч-ше всех ска-ка-ла Оля. Она по-бе-ди-ла. Я при-бе-жа-ла самая первая. Я не жадина. Конфету мы съели втроем? Как снегирь деревце посадил.

В народе о труде и умелых руках сложено много пословиц. На выставке представлены книги писателя Е.Пермяка, которые можно найти в школьной библиотеке. Большинство вопросов получают ответ в течение 10 минут Войди и попробуй добавить свой вопрос. Жил-был зимой в лесу розовогрудый снегирь. Теперь я всегда таким буду,- говорит Костя и товарища обнимает. Маялись. И ниоткуда ни на какое счастье надежды у них не было. Совсем мать с сыном руки опустили…

Тема: Е.Пермяк. Две пословицы.

Цель: 1.

2.

3.

Ход урока:

Организационный момент.

Проверка д/з: подробный пересказ по плану.

Коля заболел – Коля скучает – шар в окошке – Коля и друзья

Как ты понимаешь последнее предложение? Стр.28

В тетради: какая из пословиц подходит к рассказу.

1. На доске: Евгений Андреевич Пермяк (портрет)

Открываю доску

Какое произведение Е.А.Пермяка мы уже читали? (рассказ «Смородинка»)

2. Сегодня мы познакомимся с новым произведение «Две пословицы»

Прочитайте самостоятельно ( в полголоса) и подумайте:

Какой жанр этого произведения (что это рассказ или сказка, докажите)

Дети читают. Ответы детей! Я хожу по классу, смотрю, слушаю.

3.

Читаем в слух (1обзац)

Каким был мальчик?

КОСТЯ – бережливый, экономный, расчётливый

ФЕДЯ (наоборот) – транжира (легкомысленно тратит деньги), щедрый (оказываемый, материальную помощь, не скупой), растратчик (израсходовать незаконно, тратить деньги)

Какое подходит больше?

4.

Читаем 2 абзац.

Объясните слово: 1. Пригоршня медняков – монет

·ы из меди

2. Пятак – монета в 5 копеек

3. Гривенник – монета в 10 копеек

4. Глазеть (устаревшее, просторечье) – смотреть из любопытства

5.

Читаем дальше

Прочитайте вопрос №3 после текста (Костя – Федин товарищ)

(Брод – мелкое место реки, удобное для перехода)

Прочитайте, что ответил голубь (ответы детей)

А кто изобразит голубя (как он летает)

А теперь все встали и представим, что мы голуби: ПОЛЕТЕЛИ! (Дети летают, а я читаю четверостишие)

Сели. Прочитайте слова плотвички.

Кто покажет, как она плавает? (руками, кисти сложить, изгибать)

Все встали. Теперь мы рыбки.(Дети плавают, я читаю стихи)

6.

Читаем до конца.

Прочитайте вопрос №4 после текста (Ответы детей. Объясняют пословицы)

Итог урока:

Работа в тетради: задание №1, №2 – заполняем

Д/з:

Пересказ текста стр.48-50

Ответить на вопросы:

Почему автор так озаглавил свою сказку?

Какая главная мысль сказки? (Две пословицы: 1.не имей 100 рублей, а имей 100 друзей; 2.бережливым быть хорошо, а добрым лучше)

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

«А. Митта. Шар в окошке.

Е. Пермяк. Две пословицы»

УЧИТЕЛЬ: Бугакова Ольга Григорьевна

Тема «А. Митта. Шар в окошке. Е. Пермяк. Две пословицы»

Цели урока:

образовательные: познакомить учащихся с новыми произведениями, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новых произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий «ярмарка», «пригоршня», «гривенник»;

развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование: компьютер и проектор, портреты писателей А. Митты и Е. Пермяка, карточки на доске по сказкам В. Сутеева, макеты обложек произведений, карточки для фонетической зарядки, аудиозаписи, учебник и хрестоматия, рабочие тетради

Учебник: Л. А. Ефросинина. Литературное чтение.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия

Ход урока

1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Постановка цели урока.

Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

На сегодняшнем уроке мы будем

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

План рассказа составлять,

Выразительно читать.

2.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

— На дом вчера вы получили творческое задание, которое вы выполняли по группам.

1 группа работала в библиотеке, она искала различные сказки В.Сутеева. Готовьте свое задание у доски.

2 группа разыскивала героев сказок В.Сутеева. Возьмите маркеры и работайте на другой стороне доски.

3 группа составляла модель обложки произведения В. Сутеева, которое вы читали дома, вспоминала, чем отличается рассказ от сказки.

— Кто из вашей группы будет составлять модель обложки?

4 группа отрабатывала выразительное чтение.

— Послушаем выразительное чтение по ролям. Прочитать по ролям отрывок на с. 46 в учебнике.

— Молодцы! А теперь послушаем ответ 3 группы, кто у вас отвечает? Докажите, почему это сказка? (Сказка — это произведение устного народного творчества. Главное в сказке — вымысел, фантазия. Рассказ- это небольшое произведение. В нем автор описывает события, которые бывают в жизни).

-Ребята, а как считаете вы, кто же из героев сказки лучше?

Сутеев открывает нам мир человеческих отношений. Какие сказки Владимира Григорьевича Сутеева вы нашли в библиотеке? Дадим слово 1 группе.

— А каких героев сказок В.Г.Сутеева вы знаете? Дадим слово 2 группе.

— Ребята, а кого бы вы еще дополнили?

Работа в тетрадях.

Откройте рабочие тетради, назовите героев сказки «Кто лучше?».

— Какой была девочка?

— Какое слово вы не захотели отмечать в своей тетради?

— Какие загадки вы записали дома в свои тетради о героях сказки? Прочитайте.

3. Сообщение новой темы урока.

— На сегодняшнем уроке мы продолжим складывать кирпичики нашего дома добра и дружбы, который мы начали строить 1 сентября. Мы положили кирпичики доброты, трудолюбия, уважения, а сегодня мы закладываем одни из самых важных кирпичиков – кирпичики дружбы. Ребята, вы помните наш «Фонарик дружбы», сегодня мы зажжем его вновь, чтобы в нашем доме было тепло и уютно.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо, звучит тихая мелодия

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку.

Много сказок, много рассказов написано о дружбе, а мы сегодня будем знакомиться только с двумя произведениями. Ваша задача определить, каков жанр и тема этих произведений?

— На уроке мы будем много читать. Прежде, чем читать сделаем речевую разминку.

3.Речевая разминка.

Итак, вперед, разминка ждет!

Упражнение 1.Артикуляционная гимнастика.

— Открыть рот, кончиком языка поднять к верхним зубам, потом опустить вниз, повернуть вправо, влево, кругом.

Упражнение 2. Развитие высоты голоса.

а) Повышение и понижение голоса при произнесении гласных:

У У У У

У У У У

У У

О О О О
О О О О
О О

а а а а

а а а а

а а

и и и и

и и и и

и и

э э э э

э э э э

Упражнение3. Дыхательная гимнастика.

Погасите активным и прерывистым выдохом несколько воображаемых горящих свечей (фу! –фу! –фу!)

Упражнение 4.На развитие интонационной выразительности речи.

Мы завтра идем в поход.

Прочитайте

Печально

Удивлённо

Радостно

— Молодцы! Мы готовы к дальнейшей работе.

4.Организация восприятия и усвоения учащимися материала.

Девизом нашей дальнейшей работы мы возьмем слова из замечательной детской песни, давайте прочитаем все вместе.

Если с другом вышел в путь,

Веселей дорога.

Без друзей меня чуть-чуть,

А с друзьями много.

— Сегодня мы знакомимся с произведением А.Митта «Шар в окошке».

(1 абзац читаю сама, а дальше чтение текста про себя самостоятельно)

— Прочитайте, что же случилось с Колей дальше.

Работа с текстом.

— Почему Коле стало хорошо?

— Какие друзья у Коли?

5. Организация осмысления учащимися нового материала

— Нам нужно подготовиться к подробному пересказу этого текста. Давайте составим план. Разложите эти карточки в нужном порядке по сюжету текста.

Составление плана.

Определение тона чтения.

— Ребята, давайте, определим тон чтения всего текста.

В начале текста? (печальный, скучный)

В середине текста? (удивленный)

В конце текста? (радостный)

Словарная работа.

Давайте поработаем над некоторыми словами и выражениями.

Компресс

— Поднимите руки , кому мама хоть раз ставила компресс.

-Четко проговаривайте за мной.

Нос от капель щиплет

— Обратите внимание на длительную паузу.

Нельзя,//заразиться могут.

Чтение текста по составленному плану.

6. Первичная проверка понимания рассказа

Пересказ по плану.

-Давайте попробуем подробно пересказать этот текст по плану.

Составление модели обложки.

Автор, тема, жанр произведения, название.

7. Организация деятельности школьников в рабочей тетради.

— О ком или о чем этот рассказ?

— Какими вы представляете друзей Коли?

— Какая пословица подходит к этому рассказу?

Физкультминутка (по Базарному).

Левой рукой покажите красный шарик на стене и внимательно посмотрите на него, правой рукой покажите зеленый шарик на стене и внимательно посмотрите на него, найдите шарик на потолке и посмотрите на него, а теперь посмотрите на шарик в книге (смена фокуса зрения).

8. Организация восприятия и усвоения учащимися нового произведения

Знакомство с произведением Е.Пермяка «Две пословицы».

— Познакомимся с новым произведением Евгения Андреевича Пермяка «Две пословицы».

Ваша задача: выяснить жанр и тему произведения. Доказать свою точку зрения. Составить модель обложки произведения.

Не все слова в тексте вам будут понятны, давайте разберемся.

Словарная работа.

  • Ярмарка — большая торговля с развлечениями

  • Пригоршня – горсть (ладонь)

  • Медяки – медные копейки

  • Пятак – 5 копеек

  • Гривенник -10 копеек

  • Глазеть – смотреть с удивлением

  • Плотвичка – вид мелкой рыбы

  • Кудлатая (……….) собака

  • Семиголосая гармошечка (звучат все семь нот)

Познакомить вас с текстом мне помогут Валерия и Дима.

9. Организация осмысления учащимися нового материала

Составление обложки.

— Кто автор?

— Жанр, тема? Почему?

— Как называется это произведение?

Работа по тексту. Выборочное чтение.

— Прочитайте словесный портрет Кости, Феди.

— Кто помогал Косте?

— Что шепнула собака Косте на ярмарке?

— Давайте разберем сюжетную линию сказки по нашей схеме.

-С чего начинается сюжет сказки?

-Как развивается действие?

— Самый напряженный момент?

— Как продолжается действие?

— Чем заканчивается сюжет сказки?

( на экране появляются две пословицы)

— Как вы можете объяснить смысл этих пословиц?

10. Первичная проверка понимания рассказа: выборочное чтение по схеме развития сюжетной линии сказки.

Вывод.

Почему Евгений Пермяк озаглавил свое произведение «Две пословицы»?

О дружбе сложено так много песен, а одну из них мы пели на уроке музыки. Давайте вспомним эти слова и прочитаем хором.

Друг в беде не бросит .

Лишнего не спросит.

Вот что значит настоящий

Верный друг!

11. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке: сравнение двух произведений (жанр, тема, выводы)

— Мы рассмотрели два произведения. Давайте сравним модели обложек.

— В чем отличия?

— Чем похожи эти произведения?

— Чему учит рассказ А. Митты «Шар в окошке»?

— Чему учит сказка Е.Пермяка «Две пословицы»?

12. Разноуровневое домашнее задание.

  1. Прочитать два текста с.47-50

  2. Подготовить подробный пересказ «Шар в окошке».

  3. 1 группа. Разбить сказку Е.Пермяка «Две пословицы» на части в соответствии со схемой развития сюжета.

  4. 2 группа. В рабочей тетради выполнить задание на с.28-29 по произведению «Две пословицы».

13. Рефлексия.

— У вас на столах лежат нарисованные шарики. Они у вас будут грустить или радоваться после нашего урока. Нарисуйте ваше отношение. Покажите друг другу. А к нам на урок стучится красный шарик, который на своей ниточке унесет наш привет всем людям, которые нуждаются в добром и надежном друге.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector