Что такое пословица определение для школьников?

Оглавление [Показать]

ЗАДАНИЕ

Используя Хрестоматию, приведите по одному примеру обрядовых песен разных жанров (ритуальную, заклинательную, величальную, корильную, игровую, лирическую).

К малым фольклорным жанрам относятся произведения, различающиеся по жанровой принадлежности, но имеющие общий внешний признак — небольшой объем. Это припевки, частушки, афористические жанры, загадки и проч.

Малые жанры фольклорной прозы, или паремии (от греч. paroimia — «притча»), очень разнообразны: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры, благопожелания, проклятия и проч.

В этой главе будут рассмотрены пословицы, поговорки и загадки.

1. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ1.1. Определение пословиц и поговорок

Определение пословиц и поговорок имеет свою историю. Определить их пытались и И. М. Снегирев, и Ф. И. Буслаев. Последний писал: «Пословицы будем мы рассматривать как художественные произведения родного слова, выражающие быт народа, его здравый смысл и нравственные интересы»1. Н. В. . Гоголь подчеркивал, что пословицы представляют собой резуль- ‘ тат длительных наблюдений народа, его коллективный опыт. «По-s словица, — писал он,

— не есть какое-нибудьвперед поданное мнение или предположение о деле, но уже подведенный итог делу, отстой уже перебродивших и кончившихся событий, окончательное извлечение силы дела из всех сторон его, а не из одной»2.

В. И. Даль назвал пословицу коротенькой притчей. Он определял ее как «суждение, приговор, поучение, высказанное оби-

1 Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. – Т.1. – СПб., 1861. – С. 80.Гоголь Н.В. Собр. Соч.: В6-тит. – Т. 6. – М., 1950. – С. 164.

113

няком и пущенное в оборот, под чеканом народности. Пословица, — продолжал он, — обиняк, с приложением к делу, понятный и принятый всеми». Но «‘Одна речь не пословица: как всякая притча, полная пословица состоит из двух частей: из обиняка, картины, общего суждения, и из приложения, толкования, поучения»1.

Следует отметить, что в «Толковом словаре» В. И. Даль дал другое определение пословицы: «Пословица ж. краткое иэреченье, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора;пословица есть особь языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа; она переходит впоговорку или

простой оборот речи «2 В данном определении не говорится, что пословица — обиняк, здесь сказано, что она — поучение «более в виде притчи, иносказания, или в виде житейского приговора», т. е. речь идет и о том, что пословицы могут иметь и прямой смысл; не говорится также, что полная пословица состоит из двух частей.

В определениях последних десятилетий также не отмечаются двучлен-ностьи переносный смысл пословиц. «Пословицей именуется краткое, устойчивое в речевом обиходе, ритмически организованное образное народное изречение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии», — говорится в учебном пособии 1971 г.3 Однако даже беглое ознакомление с пословицами убеждает в том, что не все они обладают «способностью к многозначному употреблению в речи», некоторые из них употребляются лишь в одном смысле(Муж и жена — одна сатана; Корень учения горек, да плод его сладок4). Более удачным является определение, данное в учебном пособии 1978 г.: «Пословицы — это краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме»5.

1 Напутное // Пословицы русского народа: Сборник В. Даля. – М., 1957. – С. 186. (См. также в Хрестоматии исследований).

Даль В. И. Толклвый словарь живого великорусского языка. – Т. III. – М., 1955. – С. 334.Русское народное поэтическое творчество / Под ред. Н.И. Кравцова. – М., 1971. – С. 75.

Примеры пословиц и поговорок, приводимые в тексте этой главы, взяты из сборников: Пословицы русского народа: Сборник В.И. Даля. – М., 1957; Рыбникова М.А. Русские пословицы и поговорки. – М., 1961. Иные случаи оговариваются.

Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А.М. Новиковой. – Изд. 2-е.– М., 1978. – С. 103.

114

В различиях определений пословиц сказалось то, что народные изречения слишком неоднородны по своей образности, композиции, синтаксису, происхождению во времени, среде возникновения и т. д.

Поговорка, по определению В. И. Даля, — «окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения — но без притчи, без суждения, заключения, применения; это одна первая половина пословицы. Поговорка заменяет только прямую речь окольною, не договаривает, иногда и не называет вещи, но условно, весьма ясно намекает. Она не говорит «он пьян», а скажет: «У него в глазах двоится, он навеселе, язык лыка не вяжет»1.

В «Толковом словаре» В. И. Даль дал иное определение поговорок. «Поговорка — складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы; поученье, в принятых, ходячих выраженьях; условный оборот речи, обычный способ выражаться «2

В речи поговорка иногда становится пословицей, а пословица — поговоркой. М. А. Рыбникова привела несколько примеров поговорок и пословиц:

Пословицы

И нашим и вашим за копейку спляшем Воду в ступе толочь — вода и будет.

По определению М. А. Рыбниковой, поговорка — это оборот речи, выражение, элемент суждения. Пословица же — законченное суждение, завершенная мысль3.Поговорка — цветочек, а пословица —ягодка, — отметил народ.

1.2. Возникновение и развитие пословиц и поговорок. Их содержание

Пословицы и поговорки — распространенные и жизнеспособные жанры устного народного творчества. Они имеют самую

1 Напутное… – С. 20.

2 Даль В.И. Толковый словарь… – Т.III. – С. 155.

Рыбникова М.А. Русские пословицы и поговорки. – М., 1961. – С. 17.

115

тесную, непосредственную связь с языком, являясь образными речевыми выражениями, употребляемыми в устной и письменной речи.

Наиболее ранние сведения о создании и употреблении некоторых пословиц и поговорок встречаются в летописях.

Приведем некоторые примеры из «Повести временных лет»1.

Вначале повествования, рассказав об угнетении обрами дулебов

ио гибели захватчиков, летописец писал: «И есть поговорка на Руси и доныне: «Погибли как обры» , — их же нет ни

племени, ни потомства». (С. 31).

Вгод 6370 (862): «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет».(С. 37).

Вгод 6453 (945): «Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк

ковцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его». (С. 69).

Вгод 6479 (971): «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим

— должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибомертвые не принимают позора. Если побежим — позор

нам будет». (С. 85).

Вгод 6488 (980). Князь Владимир вошел в Киев и осадил Ярополка в Родне. «И был там жестокий голод, так что ходит поговорка и до наших дней: ‘Беда как в Родне'». (С. 93). (В собрании Даля:Беда, что в Родне).

Вгод 6492 (984). «Пошел Владимир на радимичей. Был у него воевода Волчий Хвост». Волчий Хвост победил радимичей на реке Пищане. «Оттого, сказано в летописи, и дразнят русские радимичей, говоря: ‘Пищанцы волчьего хвоста бегают'». (С. 99). (В собрании Даля приведен вариант этой пословицы:Радимичи — волчья хвоста бега-

ют, — с пояснением: «Воевода Волчий Хвост побил радимичей»).

В год 6494 (986). Князь Владимир, выслушав болгар магометанской веры, сказал: «Руси есть веселие пить, не можем без того быть». (С. 99). И не согласился принять ислам.

Несомненно, что к древним относится та часть народных изречений, в которых отразились языческие верования и мифологические представления: Мать-сыра земля — говорить нельзя (вера в таинственные силы «живой» земли);

Вещий сон не обманет;

1 Повесть временных лет // памятники Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века / Вступ. Ст. Д.С. Лихачева; Сост. и общая ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. – М., 1978. (Страницы после цитат из летописи указаны по этому изданию).

116

Кукушка кукует: горе вещует; Кричит, как леший; Оборотнем поперек дороги мечется; Будто Дунай побрал.

Внекоторых пословицах и поговорках запечатлены нормы крепостного права: Тело государево, душа Божья, спина барская; Муж крепок по жене, а жена крепка по мужу; По муже раба, по рабе холоп (о браках вольных с крепостными).Мужик не тумак — знает, когда Юрьев день живет.

ВЮрьев день (осенний, 26 ноября по ст. ст.) крестьянам разрешалось переходить от одного помещика к другому. В 1581 г. царь Иван IV временно запретил переход, а Борис Годунов совсем запретил — крестьяне были закрепощены. Все это нашло отражение в пословице: Вот

тебе, бабушка, и Юрьев день!

Внароде возник целый ряд изречений, в которых были запечатлены события освободительной борьбы с внешними захватчиками: Пусто, словно Мамай прошел; Пришли казаки с Дону да погнали ляхов до дому (освобождение Москвы от поляков в 1612 г.);Погиб (пропал), как швед под Полтавой (1709).

Особенно много пословиц возникло об Отечественной войне 1812 г.: Летит гусь на святую Русь (о Наполеоне);Пришел Кутузов бить французов; Голодный француз и вороне рад; На француза и вилы — ружье; Пропал (сгинул), как француз в Москве.

В основной массе пословиц и поговорок нашли художественное воплощение все стороны трудовой деятельности и взаимоотношений людей: любовь и дружба, вражда и ненависть, отношение к науке, знаниям, природе; в них всесторонне характеризуются нравственные и моральные качества человека. В пословицах и поговорках нашла отражение любовь русского народа к Родине и готовность отстоять ее от захватчиков: Своя земля и в горсти мила; Человек без Родины

— что соловей без песни; С родной земли — умри не сходи(см. в Хрестоматии: «Русь-Родина. Чужбина»).

Впословицах и поговорках запечатлены храбрость, мужество и героизм русского народа: Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит; Смелость города берет; Храброму счастье помогает; Волков бояться, так и в лес не ходить.

Внародных изречениях прославляется труд, трудолюбие человека и бичуется лень: Без дела жить —только небо коптить; Без труда нет плода; Труд кормит, а лень портит. (См. в Хрестоматии: «Труд. Благосостояние. Богатство.

Бедность», «Изобретательность. Мастерство. Орудия труда», «Хозяйственность. Осмотрительность», «Бесхозяйственность. Плохая, бесполезная работа», «Лень. Безделье. Болтовня».)

117

Вместе с тем в пословичном репертуаре налицо изречения, которые возникли как отклик на подневольный труд: Была бы шея, а хомут найдется; Дело не волк — в лес не убежит; От работы кони дохнут; От трудов праведных не нажить палат каменных.

Возникали пословицы и поговорки, в которых нашло отражение социальное и материальное неравенство (Один с сошкой, а семеро с ложкой; Богатому — как хочется, а бедному — как мажется; Богатый бедного не разумеет), взяточничество судей и чиновников(Всяк подьячий любит калач горячий; Земля любит навоз, лошадь овес, а воевода (вариант:судья) — принос), жадность духовенства(Попу что сноп, что стог — все одно (все мало);Деньга попа купит и Бога обманет).

В пословицах и поговорках осуждаются лесть, подхалимство, изуверство, ханжество. (См. в Хрестоматии: «Изуверство. Ханжество».) В них выражается надежда на торжество правды, справедливости: Все минется, одна правда останется; Правда сама себя очистит; Правда свое возьмет.

Даже в условиях материального и социального неравенства трудовой народ не покидало высокое чувство чести: Гол, да не вор; Денег ни гроша, да слава хороша; Беден, да честен.

Пословицы и поговорки возникали среди различных классов и социальных групп населения, у людей различных профессий и родов занятий.

Наиболее многочисленной является группа пословиц и поговорок, возникших в крестьянской среде. Большинство из них непосредственно связано с сельскохозяйственным трудом: Вешний день целый год кормит; Доброе семя — добрый и всход; До поры до времени не сеют семени; Пашню пашут — руками не машут и т. д.

В среде крестьян создавались и употреблялись изречения, в которых отразилась вера в то, что многие явления природы зависят от Бога, что все совершается по предопределению свыше: Бог не. родит — земля не даст. (См. также

вХрестоматии: «Бог. Вера».) Наряду с ними бытовали пословицы и поговорки,

вкоторых была выражена уверенность, что только усердным трудом можно добиться успеха: Бог-то Бог, да сам не будь плох; Вози навоз не ленись, так и Богу не молись и т. д.

Значительное количество пословиц и поговорок возникло в среде ремесленников: Без топора —не плотник, без иглы — не лортной; Ремесло питьесть не просит, а само кормит; С ремеслом и увечный хлеба добудет; Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает — и т. д.

Известная часть пословиц и поговорок возникла среди бурлаков: Нужда научит калачи есть (т. е. погонит на работу в ни-

118

зовья Волги, где едят пшеничный хлеб); Неволя вниз идет, кабала вверх; Тяни лямку, пока не выкопают ямку! Среди золотоискателей:Золото моем, а сами голосом воем. Среди торговцев:На бойком месте торговать сподручно; Не солгать, так и не продать; Без накладу барыш не живет. Пословицы и поговорки создавались среди всех групп населения, занимающихся определенной деятельностью, ведущих свой образ жизни. Некоторые из них переходили в общенациональный репертуар.

В пословицах и поговорках встречаются географические названия. Они могут иметь местный характер. К пословице Хоть за нищего, да в Конищево В. И. Даль сделал следующее пояснение: «Село в двух верстах от Рязани, т. е. отдать девку по соседству». Эта пословица была понятна только жителям Рязанской губ. А вот костромская пословица:Кинешма да Решма кутит да мутит, а Сологда убытки платит (Сологда — село посреди этих городов). Вместе с тем географические названия встречаются в пословицах широкого значения и распространения. Например:Язык до Киева доведет; Питер женится, Москва замуж идет; Славна Астрахань осетрами, Сибирь — соболями; Бей челом на Туле, ищи на Москве! В духе таких пословиц создавались иносказательные изречения — как правило, иронического характера:Из села Помелова, из деревни Вениковой; Обыватель Голодалкиной волости, села Обнищухина.

Пословицы и поговорки возникают не только в результате непосредственных жизненных наблюдений — они вливаются в разговорную речь из на- родно-поэтическихи литературных произведений. Так, изреченияИзбушка на курьих ножках; Битый небитого везет; Куда конь с копытом, туда и рак с клешней; На тате шапка горит, а тать хвать за нее и др. — перешли в разговорную речь из сказок, басен, анекдотов и т. п.1. Кроме того, в устный репертуар русского народа входят и иноязычные пословицы и поговорки. Некоторые из них были заимствованы в результате контактных связей народов, другие — из письменных источников. (См. в Хрестоматии исследований: В. П. Аникин, «Фольклорная типология».)

Новые пословицы и поговорки возникают также в результате изменения старых, существовавших ранее, которые наполняются новым содержанием.

Например, пословица Умерла та курица, которая носилататарам золотые яйцапревратилась в другую: Умерла та курица, которая

1 Подробнее см.: потебня А.А. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. – Харьков, 1894.

119

носила барам золотые яйца. В первом случае речь шла о внешних захватчиках, а во втором — о внутренних угнетателях. Еще один пример. Известная старая пословицаОдин в поле не воин в годы Великой Отечественной войны послужила образцом для пословицы, в которой говорилось о мужестве советских воинов:И один в поле воин, если он советский воин. Тогда же пословица Смиру по нитке — нищему рубашка подверглась сатирической переделке, высмеивающей врага: Смиру по нитке — Гитлеру веревка.

Многие старые пословицы и поговорки воспринимаются и употребляются как новые, хотя в них не изменилось ни одного слова. Определенная стойкость поэтической формы пословиц, которая наполняется со временем иным содержанием, является их особенностью.

Например: Артель атаманом крепка. Данная пословица употребляется в смысле: коллектив крепок руководителем. В годы советской власти ее применяли к колхозам. В пословице говорится об артели работников (бурлаков, лесорубов и т. п.). Старое значение слова «артель» было переосмыслено, вследствие чего новый смысл приобрела и пословица.

Подобные процессы называются переосмыслением. Переосмысленных пословиц и поговорок встречается довольно много.

Важный источник пополнения пословичного репертуара народа — произведения художественной литературы. Многие изречения писателей стали употребляться в разговорной речи наряду с пословицами и поговорками.

Так, например, из басен И. А. Крылова в устную речь вошли афоризмы: А Васька слушает да ест; А воз и ныне там; А ларчик просто открывался; Демьянова уха; Услужливый дурак опаснее врага; Свинья под дубом и др.

Из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: Счастливые часов не наблюдают; И дым отечества нам сладок и приятен; Дистанция огромного размера; С корабля на бал; Подписано, так с плеч долой; Как не порадеть родному человечку; Служить бы рад, прислуживаться тошно; А судьи кто? — и др.

Из произведений А. С. Пушкина: В Европу прорубить окно; Привычка свыше, нам дана; Еще одно, последнее сказанье; Любви все возрасты покорны; Мы все глядим в Наполеоны; У разбитого корыта; Не мудрствуя лукаво — и др.

120

Пословица – это самый интересный жанр фольклора, который до сих пор остается загадочным, а часто и непонятным.

Пословицы выражают народный ум и опыт, накопленный многими веками. По пословицам можно судить о ценностях того или иного народа, также в них отображается самые разные стороны жизни людей.

Поговорка – образное выражение, которое метко отображает какое-либо жизненное явление. В них чаще всего нет смысла, и ограничиваются они различными иносказательными выражениями – это их главное отличие от пословиц.

Пословицы являются одним из самых древних жанров народного творчества. Их возникновение произошло еще во времена первобытнообщинного строя, когда еще не было литературных произведений.

Пословицы никуда не записывались, а передавались из уст в уста, поэтому их главной особенностью является лаконичность и точность передаваемой информации.

Большинство пословиц состоят из двух частей. В первой части есть описание предмета или явления, а вот второй части идет выразительная оценка данного предмета или явления.

Пример русских пословиц:

  • А воз и ныне там.
  • А вот дурню на орехи.
  • А вы нашу-то речь послушайте: приневольтесь, скушайте!
  • А где наши саночки? Либо пропали, либо их не бывало.
  • А где тот хлеб, что вчера съели?
  • А где щи, тут и нас ищи.
  • А дело бывало — и коза волка съедала.
  • А его б распазить, да навоз возить.
  • А знаешь ли, чем это пахнет.
  • А как худ князь, так и в грязь.
  • А когда досуг-то будет? — А когда нас не будет.
     

Просмотров: 6956

  • Санскрит раскрывает забытый смысл русских слов

Что общего между пословицей и поговоркой?

Пословицы и поговорки — это краткие высказывания, которые благодаря своей точности и глубокому смыслу приобрели огромную популярность. Кому из нас не известны, скажем, выражения: «Знает пятое через десятое» или же «Сколько голов — столько и мыслей»? Такие выражения легко запоминаются и сохраняются в памяти народа сотни лет. При этом они не устаревают. Если кто-то должен взяться за дело, и не берется, а вместо этого много о том говорит, мы осуждаем его пословицей, которые когда-то употребляли наши далекие предки: «Больше дела — меньше слов». Когда же мы хотим поддержать товарища в его работе, то опять же таки напоминаем ему старую народную мудрость: «Умельца дело боится».

Важно и то, что пословицы и поговорки остаются постоянными в течение веков. Попробуйте изменить или даже переставить хоть одно слово в пословице «Слово — не воробей, вылетит – не поймаешь» или в поговорке «Обещать золотые горы». Тяжелое это дело, да и бесполезное: такое вмешательство обычно приводит лишь к тому, что пословицы и поговорки теряют присущую им остроумие и художественную выразительность. Вот что такое «меткость языка».

Чем пословица отличается от поговорки?

Пословица в яркой художественной форме выражает законченное суждение преимущественно поучительного характера. Например: «Не зная курса, не поднимай паруса». А поговорки содержат в себе не так суждения об определенных явлениях, как их яркие оценки. В поговорках, как правило, является определенная незавершенность: то окончания не хватает, то какое — то слово так и хочется добавить, где-нибудь в начале. Когда мы пользуемся поговорками, эти «недомолвки» будто сами собой додумываются. Скажем, употребляя поговорку «Орлица не высидит голубя», мы имеем в виду пропущенный в ней вывод: «Какая мать — такая и дочь». А в начале поговорки «Чужими руками жар загребать» так и хочется поставить слово «легко» и тогда бы получилось: «Легко чужими руками жар загребать». Нередко поговорки образуются из сокращенных пословиц. Так, поговорка «Молчание — золото» является «осколком» пословицы «Слово — серебро, а молчание — золото».

Пословицы часто имеют не только прямое, но и переносное значение. Например, пословица «Лучше летать свободной птицей в лесу, чем сидеть в золотой клетке» можно толковать буквально. Однако широкого обобщающего размаха это суждение приобретает именно тогда, когда его образы (птичка, лес, золотая клетка) «переносятся» на просторы человеческой жизни. Тогда оно звучит как меткое выражение о том, что свобода дороже человеку за все богатства, которые порабощают его душу.

Понятие пословицы и поговорки

Пословица — это краткое изречение народа поучительного содержания, имеющее строение завершенного суждения.

Поговорка — это выражение образное, дающее определенно яркую оценку конкретному явлению. Строение поговорки содержит незаконченную мысль, содержащую намек на вывод.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector