Числа в загадках пословицах и поговорках с картинками для 1 класса

Оглавление [Показать]

Татьяна Маркова
Наш первый проект по математике «Числа в загадках, пословицах и поговорках» (фотоотчёт)

На уроке матиматике рассказала детям историю о числах. Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далёкие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьёв, разыскивая себе пищу. Ловили рыбу, охотились. Одевались в шкуры убитых зверей. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда: палкой, камнем или камнем, привязанным к палке.

Древние люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счёта. Но теперь детей учат считать родители и учителя, братья, сёстры. А древним людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь.

Земледельцы, охотники, пастухи с помощью глиняных фигурок, камушков, зарубок вели учёт собранного урожая, добычи, животных в стаде. Перекладывать камушки и глиняные фигурки с места на место было довольно утомительно. Время шло. Людям пришлось придумать названия для чисел.

Дальше детям рассказала про цифры, как они появились, с чем их сравнивали. Ребята с удовольствием слушали и отвечали на вопросы)

После того, как на уроках математики дети изучили все цифры, им было дано творческое задание-проект » Числа в загадках, пословицах и поговорках «. Проект выполняли в виде книжечки, где были представлены загадки, пословиц и поговорки про цифры. Книжечки были красочно оформлены. На уроке дети с большим удовольствием представляли своей проект, который они сделали вместе с родителями.

ЧИСЛА в загадках

Единица, один, первый

1. Стоит Антошка на одной ножке; его ищут, а он не откликается (гриб).

2. На ноге стоит одной, крутит-вертит головой.

Нам показывает страны, реки, горы, океаны (глобус).

3. На длинной ножке, застыв до поры, отдыхает палочка после игры (единица).

4. У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб).

5. Много рук, нога — одна (дерево).

  1. Стоят в один ряд острые пальчики — цап — царапки: подбирай охапки! (грабли).

  2. На одной ноге кружится, беззаботна, весела. В пестрой юбке танцовщица, музыкальная … (юла).

  3. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит. Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат. На носу повисла капля. Узнаете? Это … (цапля).

  4. В лесу на одной ножке выросла лепешка (гриб).

Двойка, два, второй

1. Два братца пошли в реку купаться (вёдра).

2. Два кольца, два конца, посередине — гвоздик (ножницы).

3. Два домика — теплушки подарены Танюшке (варежки).

4. Шея длинная такая, хвост крючком…

И не секрет, любит всех она лентяев, а ее лентяи — нет! (двойка).

5. Есть совсем другая птица: если сядет на страницу, то с поникшей головой, возвращаюсь я домой (двойка).

6. Сговорились две ноги делать дуги и круги (циркуль).

7. На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются (глаза).

8. Есть у каждого лица два красивых озерца. Между ними есть гора. Назови их, детвора. (глаза).

9. Между двух светил, посередине — один (нос).

Тройка, три, третий

  1. Есть спина, а не лежит никогда. Есть четыре ноги, а не ходят и три. Сам всегда стоит, а всем сидеть велит (стул).

  2. Я стою на трех ногах, ноги в черных сапогах. Зубы белые, педаль. Как зовут меня? (рояль).

  3. Входишь в одну дверь, а выходишь из трех. Думаешь, что вышел, а на самом деле — вошел (рубашка).

  4. Треугольная доска, а на ней три волоска. Волосок — тонкий, голосок — звонкий (балалайка).

  5. Три братца пошли на реку купаться. Два купаются, третий на берегу валяется. Искупались — вышли, на третьем повисли (ведра и коромысло).

  6. Возле леса на опушке трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя).

  7. Трое одним лугом пашут (пальцы пишут).

  8. У него глаза цветные, не глаза, а три огня, он по очереди ими сверху смотрит на меня (светофор).

  9. Вот стоит на улице, в длинном сапоге, чудище трехглазое на одной ноге. Запылал у чудища изумрудный глаз — значит, можно улицу перейти сейчас (светофор).

Четверка, четыре, четвертый

  1. Четыре братца под одной крышей стоят (стол).

  2. Хоть у нас ножки, мы не мышки и не кошки. Хоть мы все имеем спинки, мы не овцы и не свинки. Мы не кони, хоть на нас вы садились сотни раз (стулья).

  3. Под крышей ножки, а на крыше суп да ложки (стол).

  4. На ногах стою, ходить я вовсе не могу. Когда устанешь ты гулять, ты можешь сесть и отдыхать (стул).

  5. На ноги надевали сапоги. Перед тем как надевать, стали обувь надувать (шины).

  6. Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка).

  7. Ежегодно приходят к нам в гости: один седой, другой молодой, третий скачет, а четвертый плачет (времена года).

  8. Четыре крыла, а не птица; крыльями машет, а не с места (мельница).

  9. Вспушит она свои бока, свои четыре уголка. И тебя, как ночь настанет, все равно к себе притянет (подушка).

Пятерка, пять, пятый

  1. Есть, друзья, такая птица: если сядет на страницу, очень рад бываю я, а со мною вся семья (пятерка).

  2. Пятерка братьев неразлучна, им вместе никогда не скучно. Они работают пером, пилою, ложкой, топором (пальцы).

  3. У пяти братьев одна работа (пальцы).

  4. У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем (пальцы).

  5. Как только отправляется она зимой гулять, жильцы в дома вселяются, и в каждый — ровно пять! (перчатки).

  6. пальцев, как у людей, но пальцы у нее без ногтей (перчатки).

  7. мешочков шерстяных — греются братишки в них (перчатки).

  8. На пяти проводах отдыхает стая птах (ноты)

  9. Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят (пальцы в варежке).

  10. Пять ступенек — лесенка, на ступеньках — песенка (ноты).

Шестерка, шесть, шестой

  1. Если на голову встанет, ровно на три больше станет (шесть).

  2. Черен, да не ворон. Рогат, да не бык. Шесть ног без копыт. Летит жужжит, упадет — землю роет (жук).

  3. На дворе переполох, с неба сыплется горох. Съела горошин Нина, у нее теперь ангина (град).

  4. ног, головы, один хвост. Кто это? (всадник на коне).

Семерка, семь, седьмой

  1. Ежедневно в утра, я трещу: вставать порррррра! (будильник).

  2. Есть братьев: годами равные, именами разные (дни недели).

  3. Братьев этих ровно . Вам они известны всем. Каждую неделю кругом ходят братья друг за другом. Попрощается последний — появляется передний (дни недели).

  4. Всю жизнь ношу я два горба, имею два желудка! Но каждый горб — не горб, амбар! Еды в них на семь суток! (верблюд)

  5. Пять щенят, да мама-лайка. Ты попробуй, сосчитай-ка! (6)

  6. Приказало солнце: « Стой, семицветный мост дугой!» (радуга)

  7. Нас отара, баранов, защищаем от буранов (шуба).

  8. Один семерых полонил (паук).

Восьмерка, восемь, восьмой

  1. Дом чудесный — бегунок на своей восьмерке ног. День-деньской в дороге: бегает аллейкой по стальным двум змейкам (трамвай).

  2. Я так мила, я так кругла, я состою из двух кружочков. Как я рада, что нашла себе таких, как вы дружочков ().

  3. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и ног, вот и весь я — ….(осьминог).

  4. ног, как рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк! (паук).

Девятка, девять, девятый 9

  1. Отгадайте-ка, ребятки, что за цифра акробатка? Если на голову встанет, ровно на три меньше станет ().

Десятка, десять, десятый 10

1. Твои помощники — взгляни — десяток дружных братцев.

Как славно жить, когда они работы не боятся (пальцы).

2. Ёжик вырос в десять раз, получился … (дикобраз).

3. Проживают в умной книжке хитроумные братишки. их, но братья эти сосчитают все на свете (цифры).

4. Есть у меня работники, во всем помочь охотники. Живут не за стеной — день и ночь со мной: целый десяток, верных ребяток! (пальцы).

5. На десятки верст — разноцветный мост. Только вот по нему не шагать никому (радуга).

Числа больше десяти

  1. одёжек, а все без застёжек (капуста).

  2. На странице букваря богатыря. Мудрецов богатырей знает каждый грамотей (буквы).

  3. Сели на страничке сестрички. Сели рядом — не молчат, нам загадки говорят (буквы).

  4. Кулик — не велик, целой сотне велит: то сядь, да учись; то встань, разойдись (школьный звонок).

  5. У меня знакомых — тьма. Не могу их счесть сама, потому что кто пройдет, тот и руку мне пожмет (дверь).

  6. Сотнями глаз во все стороны глядит (наперсток).

  7. В два ряда дома стоят — 10, 20, 100 подряд. И квадратными глазами друг на друга глядят (улица).

  8. братьев равно называются и разными делами занимаются (месяцы года).

  9. Рассыпался горох на семьдесят дорог: никто его не подберет (град).

  10. Золотист он и усат. В ста карманах — ребят (колос).

  11. Лето целое старалась — одевалась, одевалась… А как осень подошла, нам одёжки отдала. Сотню одежонок сложили мы в бочонок (капуста).

  12. Тысяча братьев одним поясом подпоясаны (колосья в снопу).

  13. Один пастух овец пасет (месяц и звезды).

  14. Золотое решето черных домиков полно. Сколько чёрненьких домков, столько беленьких жильцов (подсолнух).

  15. Сто березовых солдат, взявшись за руки, стоят. Днем и ночью, круглый год: охраняют огород (забор).

7 Ноябрь 2017      

ditim

Просмотров:   1511

Огромное количество русских пословиц и поговорок можно отнести к разряду математических. Они содержат названия старинных мер массы, длины, объема, числа и цифры. Такие высказывания полезно изучать на уроках математики и русского языка, поскольку они отличаются меткостью, часто имеют рифму и легко запоминаются. К тому же, изучение пословиц, позволяет глубже понять родной язык.

В этой статье мы постарались отобразить, как используются числа в пословицах и поговорках русского народа. С картинками понять смысл высказываний будет проще, поэтому каждую пословицу мы проиллюстрировали.

Пословиц и поговорки в иллюстрациях. Рекомендация.

В начале хотелось бы порекомендовать Демонстрационный материал для фронтальных занятий «Пословицы и поговорки» (автор Е. Алифанова, изд-во «Книголюб»).

В издании представлены иллюстрации русских пословиц с картинками для детей. Но с числами попалась всего одна иллюстрация:

Тем не менее, преподавателям издание будет полезно для использования на уроках школе. Приобрести его можно в книжных интернет-магазинах.

Также можно порекомендовать Иллюстрированный толковый словарь пословиц и поговорок для детей (автор-составитель С. Н. Зигуненко, изд-во «Астрель»). Здесь представлены пословицы с картинками и толкованиями. Пример:

Мы также постарались сами найти в открытых источниках картинки, которые могли бы послужить иллюстрациями к пословицам с числами. Результаты трудов вы можете увидеть ниже 😉

Число Ноль (0)

Поговорка: Ноль внимания.

Число Один (1)

Пословица: Один раз не в счет.

Пословица: Один гусь травы не вытопчет.

Поговорка: Один, как месяц в небе.

Пословица: Одно зерно горсть даёт.

Пословица: Один в поле не воин.

Пословица: Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Пословица: Один блин и то пополам ломай.

Число Два (2)

Пословица: Одна голова хорошо, а две лучше.

Пословица: Две собаки дерутся – третья не приставай.

Пословица: Два медведя в одной берлоге не улягутся.

Число Три (3)

Пословица: Не узнавай друга в три дня, а узнавай в три года.

Пословица: Хвастуну цена — три копейки.

Поговорка: Из третьих уст.

Число Четыре (4)

Пословица: Конь на четырех ногах, да и то спотыкается.

Поговорка: Закрыться в четырех стенах.

Пословица: Без четырёх углов изба не рубится.

Число Пять (5)

Пословица: Сметлив и хитер — пятерым нос утер.

Поговорка: Нужен, как телеге пятое колесо.

Пословица: На пятак дружбы не купишь.

Число Шесть (6)

Пословица: У кого шесть детей, у того в шести местах богатство.

Пословица: Вшестером пойдем – далеко уйдем.

Поговорка: Три волосинки в шесть рядов уложены.

Здравствуйте, друзья!

Сегодня представляем на ваш суд наш свеженький «с пылу с жару» проект по математике для 1 класса. О том, что Артемке его задавали я рассказывала в этой статье.

Естественно, Артем не делал его полностью самостоятельно. Помогали всей семьей, кто чем мог, кто вырезал, кто приклеивал, кто стихи сочинял. Ну а предварительный мозговой штурм был совместным, семейным.

Мозговой штурм

Тема проекта в учебнике звучит так: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках».

Сразу скажу, что от заданной темы мы немножко отошли, на свой страх и риск. Зачем мы это сделали? Сейчас объясню.

Понятно, что данную работу будут выполнять многие первоклассники вместе со своими родителями. И за этими самыми пословицами, поговорками и загадками все рванут в интернет. И найдут! И всё одно и тоже. Так что, по содержанию проекты будут очень друг на друга похожи, разница будет лишь в их оформлении.

Мы же решили из толпы выделиться. И сами сочинили небольшие стишки про цифры, но чтобы уж совсем от темы не уйти, к каждой циферке подобрали либо пословицу, либо поговорку, либо (за неимением первых двух) какое-то крылатое выражение или фразу.

Долго думали, как же его оформить, так чтобы красиво и необычно. И придумали книжку-перевертыш, которая действует по принципу перекидного календаря.

Сделали ее из плотной цветной бумаги. Это не картон. Это качественная двусторонняя бумага из «Планшета для творчества», который мы приобрели в книжном магазине. Собирались из нее делать новогодние открытки.

В нашей книжке 10 страничек. На каждой страничке картинка с цифрой, от одного до десяти. В общем, смотрите сами, что у нас получилось.

Один

Цифру один мы сделали из маленьких помпончиков, уж и не знаю, откуда они у нас взялись? Их нашел Артем в нашем творческом шкафу, где, нужно сказать, чаще всего царит творческий беспорядок.

Помпоны приклеили с помощью горячего клея. Единичка получилась яркая и праздничная! А рядом с ней одно солнышко, вырезанное из блестючей золотой бумаги.

Стихотворение про единичку звучит так:

Кто такая ЕДИНИЦА?

Очень стройная девица!

И изящна, и тонка,

Словно форма моряка.

Причем здесь форма моряка? Неизвестно! Просто нашлась такая вот рифма)

Два

Двойка выполнена из ниток. Мы просто нарисовали на бумаге двойку, намазали ее клеем ПВА и приклеили на него нитки. Рядом с циферкой обосновалась парочка теплых варежек.

Наш стих!

ДВЕ руки ДВУМ ногам помогали,

ДВА ботинка они надевали,

ДВА шнурочка они завязали,

ДВЕ руки очень сильно устали.

Три

Троечку изначально планировали сделать из блесток. Хотели нарисовать цифру, намазать ее клеем и сверху посыпать блестками. Но потом нашли более простой путь. У нас ведь есть уже готовая бумага с блестками самых разных цветов. Из нее и вырезали.

Рядом с тройкой «три звездыыыы, три ярких пламенииии….» Правда, в этой песне их две, ну а у нас три!

Наше троечное творение!

ТРИ веселых поросенка.

Русские богатыри.

ТРИ желания, ТРИ медведя.

К нам из сказки, цифра ТРИ!

Четыре

Четверка очень удобная цифра. Она вся такая прямая. Были следующие варианты, хотели сделать ее из:

  • зубочисток;
  • веточек;
  • палочек от мороженного;
  • коктейльных трубочек.

Но все эти варианты и в подметки не годились тому, что в результате получилось! Нас выручил Артемкин железный конструктор. Тёма, не скупясь, пожертвовал три запчасти. В ход был пущен горячий клей. И получилась четверка. А рядом с ней кружатся 4 зеленых листа.

Стихотворение про четверку.

Если стул красивый новый

Ты поставишь вверх ногами,

То получишь ты ЧЕТВЕРКУ!

И получишь ты от мамы…

Пять

Пятерка получилась очень милая. Вся на розовом. Вся из тесьмы серебристой, которую опять же приклеили на место с помощью моего волшебного горячего пистолета. Ну а чтобы цифре пять было не скучно, посадили около нее пять грибов.

Наши рифмы.

Хоть в дневник, а хоть в тетрадь

В школе любят получать

Эту цифру… Ну же? ПЯТЬ!

Шесть

С шестеркой возникли трудности. Не в плане изготовления, а в плане подбора пословиц, поговорок, загадок. Что-то как-то не нашли мы ничего стоящего. Поэтому использовали выражение «шестое чувство», значение которого было разъяснено Артему.

Ну а сделали мы шестерку из уже полюбившихся нам пуговичек. Их мы уже использовали при изготовлении поделки «Моя любимая буква». Рядом с пуговичной цифрой выросли шесть пушистых елочек.

А теперь стихи!

А ШЕСТЕРКА целый дом

Подмела своим хвостом.

Гордо хвостик подняла,

Посмотрите, как мила!

Семь

С семеркой сильно заморачиваться не стали. Просто вырезали ее из гофрированного пятнистого картона и получилось очень даже симпатично. И на этой странице опять же решили использовать пуговки, их ровно 7 штучек.

Наше седьмое стихотворение.

Говорила цифра СЕМЬ:

«Я могу на зависть всем

Очень быстро, на бегу,

Превращаться в кочергу!»

Восемь

Восьмерка была изготовлена нами из модного нынче материала фоамирана. Мы разрезали его на маленькие прямоугольнички и выложили их в форме цифры 8. А еще вырезали красные овалы и потом превратили их в божьих коровок.

Еще немного поэзии.

И пятерки, и четверки,

Все завидуют ВОСЬМЕРКЕ!

Очень ладная фигура,

Помогает физкультура!

Девять

Предпоследняя цифра в изготовлении была самой сложной. Ее мы сделали из засушенных осенних листочков. Листики всё норовили сломаться, рассыпаться, не приклеиться, отвалиться, но все таки мы с ними справились.

А рядом с нашей девяткой улетают в небо 9 воздушных шариков.

Наш стишок.

ДЕВЯТКА дама серьезная!

Даже немножко грозная.

На своей изогнутой ножке

Скачет она по дорожке.

Десять

И вот он финал! Десятка! Сделана из арбузных косточек, которые тоже никак не хотели оставаться на своих местах. Но мы их в результате заставили это сделать с помощью горячего и супер-клея.

А что рядом с десяткой? Думаете просто квадратики? Не угадали. Это кнопки пульта управления космического корабля. Так Артём сказал, а ему лучше знать, это ж его проект)

Еще один стих, самый коротенький

Единица с нолем подружилась,

И в ДЕСЯТКУ вдруг превратилась.

Собираем книжку

Страницы готовы, теперь нужно собрать их в книжку. Сначала на каждый лист приделали петельки из тоненькой пятимиллиметровой атласной ленточки. Ленточки клеили супер-клеем (для надежности) и сзади еще подстраховывали кусочками бумаги.

Чем больше число на картинке, тем дальше петельки расположены друг от друга.

То есть, у карточки с единицей петельки ближе всего.

Затем мы взяли волшебную палочку. Эта палочка действительно волшебная. Она живет у нас уже два года, делали ее специально к восьмому дню рождения Александры, который отмечали в стиле Хогвардса, интересно было.

Ну и так как палочку мы уже давно по назначению не используем, решили использовать ее для изготовления книжки. И так как она волшебная, то подошла просто идеально)

Эту палочку просунули в петельки. Другими словами нанизали петельки друг за другом на палочку.

И все! Книжка готова! Посмотрите на нее в действии)

Вот такой вот проект на тему про числа вокруг у нас получился. О том, как оценила наши старания учительница, узнаете совсем скоро, в субботу, в рубрике «Начальная школа. Взгляд изнутри», так что заходите в гости! Здесь вам всегда рады)

Ваша, Евгения Климкович!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector