Безделье мать всех пороков пословица

Оглавление [Показать]

Смысл этой пословицы должен быть понятен многим, сложного здесь нет ничего. Перефразировать эту пословицу можно так. Ничего не добиться, если всё время топтаться на одном месте. Не делая шаги вперед, не двигаясь и не развиваясь, вы ничего и не добьетесь в жизни или в каком-то исключительном моменте. Не заработав себе на еду, вы становитесь злыми и завистливыми к чужим успехам и удачам. вам захочется завладеть, отобрать у других, но и тут вас ожидает неудача, вами овладеет элементарная лень, лень что-то сделать. Ну а далее появляется ненависть к тем, кто выше и впереди вас. Вас начнет одолевать уныние, вам захочется свести счеты с жизнью. Могут появиться и такие пороки как пьянство, хамство, будете горды перед всеми и в то же время слабыми. Ну и так далее.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5» г. Брянска

Классный час

«Лень-мать всех пороков?»

подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Легоцкая Вера Сергеевна

Брянск-2012

Цель:

— формировать собственную позицию по отношению к лени и ее проявлениям.

Задачи:

-развивать навыки межличностного взаимодействия и взаимодействия в группе;

-содействовать выявлению учащимися эффективных способов борьбы с ленью и формирования трудолюбия.

Оборудование:

Столы расставлены для работы в 4 группах, на столе каждой группы лежат чистые листы А4 и листы Приложение 1, фломастеры, толковый словарь под ред. С.И.Ожегова, психологический словарь, философский словарь под ред. Мирошниченко В.Н. и др.

Мастерская может быть организована для учащихся 8-10 классов.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Это ужасно тяжелая работа –

ничего не делать.

Оскар Уайльд

1. Введение в тему

Классный час начинается с приветствия. Все участники встают в круг и здороваются с соседями пожатием руки, улыбаясь друг другу, затем рассаживаются на места, разделившись на 4 группы по просьбе учителя.

Учитель. Лень-это простейшее нежелание что-либо делать. Мы можем находить сотни причин и обстоятельств, мешающих нам что-то делать, но честно должны признать, что причина одна, и она внутри каждого из нас. Мы просто не хотим. А вот почему мы не хотим, чем наше нежелание чревато, как с ним бороться и как воспитывать в себе трудолюбие — в этом мы постараемся разобраться сегодня.

2.«Определимся в понятиях»

Учитель. Внимательно прочитайте название нашего классного часа. В нем дано всем известное определение лени. Согласны ли вы с ним?

Учащиеся. Действительно, лень порождает многие нравственные пороки:

-недисциплинированность, потому что лень соблюдать правила и следовать законам;

-отсутствие целеустремленности, потому что поставленная цель предполагает усилия для ее реализации, а тут-лень;

-нерешительность, потому что принять решение- великий труд, душевный, эмоциональный, волевой;

-безответственность, потому что отвечать за свои и чужие поступки также большой труд.

Учитель. Попробуйте сформулировать свои определения лени.

Учащиеся. Лень-нежелание что-нибудь делать. Лень- отдых от тяжелой или неинтересной работы. Лень -бесполезное прожигание жизни. Лень-следствие отсутствия цели в жизни. Лень -злая фея, разрушающая гармонию человека с собой и с окружающим миром. Лень -душевная болезнь, которую необходимо лечить, причем если самолечение не помогает, нужно обязательно обращаться к специалистам.

Учитель. Теперь, когда мы определились с понятием, обратимся к эпиграфу. Прочитайте внимательно слова известного английского драматурга второй половины 19 века Оскара Уайльда. Согласны ли вы с утверждением великого мыслителя?

Учащиеся. Безусловно, быть ленивым нелегко по многим причинам. Во-первых, тебе приходится терпеть постоянные нарекания со стороны родителей и учителей, во-вторых, ты ничего не добиваешься в жизни и чувствуешь себя некомфортно среди успешных сверстников, в-третьих, тебя не покидает ощущение, что ты в каком-то смысле лишний: все куда-то спешат, что-то делают, а ты в состоянии покоя.

3.«Продолжи предложение»

Учитель. Как видим, быть ленивым ничуть не популярно. Хотя каждый из нас найдет множество объяснений своей лени и подробно расскажет о своем душевном состоянии (мы обычно оправдываемся, интуитивно чувствуя свою вину за безделье). Давайте поговорим о том, какая бывает лень. Итак, посмотрите на доску. На ней начало фразы: ЛЕНЬ БЫВАЕТ…. Продолжите ее, отвечая на вопросы:

(КАКАЯ?), ЭТО (что означает?) ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ (что?) Продолжите фразу и запишите свои варианты концовки.

Обсуждение в группе, затем — в классе:

-лень бывает физическая, это означает, что ты не хочешь прилагать усилия для реализации своих желаний, чувствуешь себя уставшим, хотя еще ничего не далал;

— лень бывает мыслительная, это означает, что ты не пытаешься обдумать каждый свой шаг, спланировать свои действия, предугадать результат и даже часто элементарно не думаешь о том, какой результат хочешь получить, ты чувствуешь, что все равно ничего не получится, поэтому и размышлять не о чем;

-лень бывает эмоциональная, это означает, что тебя уже не радует то, что раньше приводило в восторг и перестает волновать то, что раньше заставляло сердце биться учащенней, ты чувствуешь апатию и нежелание вообще что-то чувствовать;

-лень бывает творческая, это означает, что ты находишься в состоянии ожидания вдохновения, музы, какого-то эмоционального подъема, ты чувствуешь, что когда придет вдохновение, ты горы свернешь, а пока…подожду;

-лень бывает объективная, это означает, что желания и возможности не совпадают, ты не видишь смысла в какой-то деятельности, ты чувствуешь, что просто руки опускаются.

4. «Великие о важном»

Учитель. Что такое лень и какие обличья она принимает, теперь всем понятно. А что вы знаете о трудолюбии? Этот антипод праздности и безделью воспет не одним поколением людей, ведь трудолюбие- единственное условие существования человека на земле. Люди давно поняли, что только трудом изо дня в день, из года в год можно достичь заветной цели, потому что она достигается исключительно личными усилиями каждого и никак иначе.

Прочитайте цитаты, выберите наиболее интересную для вас и выразите свое отношение к ней, обсудив в группах. (Приложение 1.)

Учащиеся выбирают, обсуждают в группах, высказываются.

5. «Пословица недаром молвится»

Учитель. Народная мудрость всегда была сосредоточена прежде всего в пословицах и поговорках. В них народ выражал свое отношение к человеческим порокам, в том числе к безделью и бездельникам. Какие из них вам известны? О каком отношении народа к лени и трудолюбию свидетельствуют указанные вами пословицы и поговорки?

Работа в группах:

Учащиеся. В пословицах и поговорках всегда осуждалась и высмеивалась праздность, ленивые люди вызывали презрение. Труд рассматривался как источник счастья, трудолюбие считалось в народе одним из самых почитаемых человеческих качеств.

1) Я еще в пеленках, а лень моя была уж с теленка.

2) Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

3) Что припасешь, то и понесешь (то и пожуешь).

4) Без дела жить — только небо коптить.

5) Даровое — на ветер, трудовое — в сок да в корень.

6) Заработанная копейка дороже краденого червонца.

7) Когда сумеешь взяться за дело — и снег загорится, когда не сумеешь — и масло не вспыхнет.

8) Кто старается, тот и в камень гвоздь забьёт.

9) Самым дорогим кажется то, во что твой труд вложен.

10) Воля и труд чудесные всходы дают.

11) Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.

12) Кто встал пораньше, тот ушёл подальше.

6. «Поможем лентяю»

Понятно, что лень- порок, от которого нужно избавляться. Очень часто человек сам не рад, что страдает от безделья, давайте поможем тому, кто стал на путь исправления. У психологов-практиков есть такая методика: проговаривай вслух и про себя определенные фразы, и ты скоро поверишь в то, что произносишь. В группе придумайте и запишите утверждения (не менее двух), которые, на ваш взгляд, должен сам себе проговаривать тот, кто решил избавиться от порока лени.

Обсуждение в классе:

Я очень люблю трудиться, потому что это придает моей жизни смысл.

Любая работа важна и значима, она приближает меня к моей цели.

Я сознательно и целеустремленно борюсь с ленью и побеждаю ее.

Труд-это добрый волшебник, превращающий посредственность в совершенство.

Труд сделает из меня настоящего мастера, и я прославлю свое доброе имя.

Каждую минуту своей жизни я буду трудиться и добьюсь высоких результатов.

Я наслаждаюсь результатами своего труда и чувствую себя состоявшимся человеком.

7. «Посоветуй другу»

Учитель. Продолжаем работу в группах: придумайте советы, которым, на ваш взгляд, нужно следовать, чтобы победить в себе лень и воспитать трудолюбие (не менее двух).

Совет первый: чередуй физическую и умственную работу, то есть если трудится мозг, то отдыхают мышцы, трудятся мышцы — отдыхает мозг, при общей сильной усталости — полный отдых.

Совет второй: любую работу (и основную, и сопутствующую ей), что обеспечивает твою жизнедеятельность, выполняй так тщательно, как это для тебя возможно.

Совет третий: придумай себе систему поощрений, любуйся результатами своего труда и скромно хвали себя за успехи.

Совет четвертый: никогда не позволяй себе считать работу завершенной, если видишь в ней хотя бы мельчайший недостаток, не оставляй работу, не завершив ее.

Совет пятый: никогда и ни при каких обстоятельствах не позволяй себе быть равнодушным к совершаемой тобой работе.

Совет шестой: представляй результат своего труда и мысленно приближай его, представляй, какое это счастье- добиться поставленной цели честным трудом.

8. «Внимание: схемы!»

Учитель. Каждый из вас знает, как легко и приятно изучать теоретический материал, пользуясь схемой. В ней все указано кратко и ясно, все четко структурировано и систематизировано. Поработайте в группе и придумайте свои схемы, связанные с обсуждаемыми сегодня понятиями. Проинформируйте нас о том, что лень-мать всех пороков, что трудолюбие-источник «счастливой и радостной жизни» (А.П.Чехов). Составленные схемы вывешиваются на доске и защищаются группами. Составленные схемы могут выглядеть так:

9. Рефлексия.

— Поделитесь своими впечатлениями (письменно или устно), закончив следующие предложения:

Сегодня на классном часу

я узнал…

понял…

почувствовал..

Ответы учащихся:

— Я узнал, что лень может породить и другие пороки, которые станут тормозом в моем развитии.

— Я понял, что лень является следствием слабой воли или ее отсутствия, а безвольный человек еще более несчастный, чем просто ленивый.

-Я узнала, что лень может быть из-за страха ответственности. Это особенно касается мужчин, которые не хотят связывать себя узами брака.

— Я узнал, что безделье более, чем другие недостатки, осуждается окружающими.

— Я понял, что с таким пороком, как лень, нужно и можно бороться, необходимо только осознать это и совершить волевое усилие.

-Я поняла, что ленивый никогда не станет успешным, никогда не достигнет поставленной цели.

— Я почувствовал, что бороться с ленью отнюдь не просто.

— Я почувствовала, что мне срочно нужно исправляться.

— Я почувствовала на уроке уважение к себе, ведь я трудолюбива и у меня есть шанс многого достичь в жизни.

Учитель. Избавляйтесь от лени всеми возможными способами. Проявляйте активность, инициативность, добросовестность, увлеченность и удовлетворенность самим процессом труда. Скоро вы почувствуете, что вы полезны обществу, что вы способны на творческое дерзание, организованность и ответственность перед коллективом за свои действия и поведение. Помните, что трудолюбие –источник всех благ, духовных и материальных, только трудясь, вы достигнете всего, о чем сейчас мечтаете или станете мечтать в будущем!

Приложение 1

1…Маленький человек, когда он хочет работать, — непобедимая сила! (Максим Горький)

2….Неусыпный труд препятствия преодолевает… (М.В.Ломоносов)

3….Труд — это отец удовольствия… (Стендаль)

4. Без труда не может быть чистой и радостной жизни. (Чехов А.П.)

5. Великая радость — работа. Все счастье земли — за трудом! (Брюсов В.Я.)

6. Истинное сокровище для людей — уменье трудиться. (Эзоп)

7. Когда мы перестаем делать — мы перестаем жить. (Б.Шоу)

8. Кто честным кормится трудом, — Таких зову я знатью! (Р.Бернс)

9. Леность незаметно уничтожает все добродетели. (Ф. Ларошфуко)

10.Лень и недоразумение делают несравненно более зла на свете, чем злоба и коварство.(И.Гете)

11. Трудитесь! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем. (Цицерон)

Использованная литература

1. Дик Н.Ф. Современный справочник классного руководителя 5-9-х классов в вопросах и ответах.- Ростов — на -Дону: Феникс, 2007

2. Майер. Свобода внутреннего Я. -М.: ИНЭС, 2010.

3. Мирошниченко В. Н., Остапенко Л. В., Шахова Э. В.Философский словарь.- М.: 2004.

4. Новая философская энциклопедия в 4-х тт.-М.: Мысль, 2000.

Интернет-ресурсы

Афоризмы, цитаты и крылатые слова.

http://aphorism-list.com/t.php?page=vysokomerie

Пословицы и поговорки народов мира.

http://www.foxdesign.ru/aphorism/proverb/p_pride.html

Пословица (поговорка)

Безделье — мать пороков.

Другие пословицы и поговорки

  • Если по-русски скроен, и один в поле воин.   »
  • И глазаст, и ротаст, а пути к нему нет.   »
  • В субботу — на работу, в воскресенье — на веселье.   »
  • Честь солдата береги свято.   »
  • Богу молись, а добра ума держись.   »
  • Февраль три часа дня прибавит.   »
  • Не о том речь, где виновного сечь, а о том, где он.   »
  • Люби дома, что захочешь, а в людях — что дают.   »
  • Мал грех, да большую вину несет.   »
  • Осла знать по ушам, медведя по когтям, а дурака по речам.   »
  • Никакое худо до добра не доводит.   »
  • И гости не знали, как хозяина связали.   »
  • Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.   »
  • Все до поры до времени.   »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector