Белорусские пословицы и поговорки

Белорусские пословицы и поговоркиcondor_kNovember 12th, 2010

1. Абадранцы пусьцилися в танце. — В простом смысле так прыказваюць том, что в непрызваитым виде выступают перед людьми. Так-же прыказваюць людям, которые берутся за дело, к которое неподготовленные неспособны.
2. О волк памовка, а волк тут. — Прыказваюць, когда в беседе кого вспоминают, а он в это время появляется.
3. Обедов, обедов, а живот не знал.
1. Этими словами хозяева извинялись гостях или делают ему выговор, что он хотя долго сидел за столом при Яде, а блюдо вся целая.
2. Этими словами работник сетует хозяина, если он хоть и долго сидел за столом при обеде, но голодный, так как еда была или няпрыгодная, или ее было мало.
4. Обивать пороги. — Часто к кому-то ходить и докучать хозяину.
5. Абицаная шапка на уши ня лезя. — Так упикаюць потому, который много обещал за оказанную помощь, но ничего не дал.
6. Абицанка-цацанка, а дурному радость.
1. Так высьмейваюць послушного-наивного человека, что вера обещаниями ростовщиков-мошенников.
2. Так прыказвае обманутые человек, если мошенник не отдает, что виновен, а удивляя обещаниями.
7. Аблизав тавкач. — Так высьмейваюць того детина, который ездил к девки в сваты, да девка отказалась выйти за него замуж.
8. Или возьми, или на сторону зварачавай. — Говорят к тому, кто работы ня робе и не отказывается от нее.
9. Или играет, или деньги отдай. — Такие требования ставят к тому, кто взял вперед плату, и не хочет выполнять умовленай работы.
10. Или пан, или пропал. — Так прыказвае тот, кто готовится к рискованного восстания. Когда восстание удастся, то будет в уважении, славе и драгоценности: будет господином, а если не удастся, то погибнет, пропадет.
11. Или сена клок, или вилку в сторону. — Здесь в простом смысле говорится о быку. Так прыказваюць тому, кто готовится к рискованного восстания малой выгранкай.
12. Абоя — рабов. — Этими словами делают сравнение, если оба равны, один достоин второго.
13. А братачка мой, зьела сучка лой. — Шутливую игра слов. Так прыказваюць, чтобы перебить пустую беседу.
14. О своей говорить — голова болит. — Так сетует тот, кто имеет близких из родни людей, которые плохо себя ведут и этим зьнеславляюць всю родство.
15. Абсьлиненая волком овцы в лес бежит. — Были такие наблюдения, что если волк злове овцу и несет в лес и с испугу бросит ее и бежит, то она не варочаецца до стада, но по своей овечьем дурноце бежит в лес за волком. Так прыказваюць тогда, когда кто збаламучаны своим врагом-преступникам, идет за ним на свою определенную гибели. Так говорят и о тех, что идут навосьлеп за врагами-чужынцамі на свою национальную гибели.
16. Абув в лапти. — Прыказваюць, если кто-то сильно обманул.
17. Абхадив турки-барки и волчьи балотца. — Прыказвае тот, кто много ходил, чего-то ища или прапытваючы.
18. Абы бида, а деньгах будут. — Так прыказваюць, когда невспадевки на бедного человека упала беда и нужны деньги, так как он или что-то нужное продаст, или занимать, но деньги пристроек.
19. Абы бида, а шея будет. — Прыказваюць, когда навальваецца беда на общество, так как она когда не одного, то другого задушить. Примеры: Если волк нападет на деревенские овцы, то какую овцу понесет. Или, если из райкома придет приказ: «Дать с каждый колхоза по семье для высылки на Дальний Восток» — то ту или иную семью из деревни хопяць.
20. Лишь бы была голова на шее. — Прыказваюць назад, когда кто-то беду, что того или другого не хватает, так как если будет голова на шее, то со временем все купит.

21. От Бога грех и от людей смех. — Так сетует человек сам на себя, когда сделал некий праступак через свое самоуправство.

22. Смелость или мед пьет, или оковы надо. — Когда отважный чин удастся, то человек будет раскашавацца в счастье, когда-же не удастся, то погибнет в узах.
23. Смелость и города берет. — Только отважный может считать на удачу.
24. Смелость ни зьнивага. — Смелость всегда хорошая примета человеческого характера.
25. Отважный ни боится нивдачы. — Отважный всегда определенный в своей победе.
26. Храбрый — пан важен. — Отважного уважают не только его приятели, но и враги.
27. Отважный пьет мед, а раздум воду. — Люди смелые, смелым риска, обычно живут в достатке, а рассудительно чаще бедно, так как мало действуют.
28. От вастрогу и от сумы ни откажешься. — И невинный может папасьци в вастрог и каждый может зьбяднець и стать ўбогім.
29. От Сретение Господне зимы треть, а к хлебу половина. — Крестьянское замечание. От Сретение Господне, 2-го февраля, остается зимы один месяц, но до нового хлеба нужно ждать полгода, ведь только в августе бывает новый хлеб.
30. Отдай руками, а ходи ногами. — Говорит тот, кто одолжил деньги или что другое, и нужно много раз ходить, чтобы взыскать долг.
31. Отдай сучка, а сам брашы. — Говорит тот, кого высьмейваюць, что паслуговваецца нечестными (сабакаватыми) защитниками.
32. Отдам на святое «никогда». — Говорят о безнадежно должника.
33. Отдаст на том свете вугальчыкам. — Говорят об этом должника, который за сделанное добро адплачвае злом. Если на том свете его дабрадей будет гореть в аду, то он подкинет вугальчыкав.
34. Один Богуцкий и тот не людских. — Говорят про ребенка, если оно одно, но нелепое или плохое.
35. Один юг весны не делая. — Первая новость может быть и хвальшывай. Лучше подождать и посмотреть, она сбудется.
36. Один дасуж и нездоровый. — Хоть один и может обдумать хорошо дело, но часто не в силах сделать большой работы.
37. Один задираха, второй ниспусьцяха. — Если оба равны начинают звадку.
38. Один из Сошко, а семеро с постели. — Прыказваецца, когда одному работнику нужно прокормить много дармоедов или большую больничном семью.
39. Один и хлеб прыедлив. — Одно и то же, хотя и лучшее, может надоест, как и сам хлеб без другой еды.
40. Один сказал на глум, а другой берет на вум. — Не нужно увлекаться чужими, пусть и красивыми словами, а надо их перавзважыць своим умом, нет ли в них какого услаждаться или хитрости.

41. Один хотя зьеж вала — все одна хвала. — Только гасьціннасьць и членство дает человеку уважение и славу, скупость-ты и зависть понижает.

42. От капусты ноги клусты. — По крестьянского размышления капуста самая питательные и сытно пища, если к ней добавить хлеб и сало.
43. Отложения не идет в лад. — Предостережение-Рада не откладывать работы или дела на позже.
44. Адкроиная ськибка ни прылипня. — Прыказваюць, когда отдана замуж дочь хочет вернуться к своему отцу. Как ськибка не может прырасьци до булки хлеба, так и замужние дочь не может вернуться к отцовской семьи и стать снова семянинам.
45. От летка до летка жди, моя детка. — Прыказваюць, когда срочную дело суляць отложить на неазначаны время.
46. От зла тихо, Али и добра нима. — Шутливые ответ, когда спрашивают о жизни, о новостях.
47. От Николая правая зима и правая лета. — Крестьянское замечание о том, что заправдная зима начинается от зимней Николая, 6 декабря, а лето от Николая весеннего, 9 мая.
48. Одна бида к человеку ни приходят, а во сколько раз. — Убеждение, что одна беда у человека часто вызывает другие беды.
49. Одна ворона с куста, а семь на куст. — Если один человек зьляциць с доходной должности, то на его место является семь новых желающих.
50. Одна голова хорошо, а две еще лепи. — Родить выслушать совет хорошего человека.
51. Одна голова на шее. — Так прыказваюць-рассуждают человека, который сетует на свою бедность, поскольку имеет всего какую-то одну вещь или животное.
52. Одна рубашка на мне, а вторая в гнездо на дне. — Так прыказваюць о небогатой, но тщательным человеку, который не допускается к аднэй рубашки, но имеет всегда вторую в запасе.
53. Одному и у каши няспорна. — Одному спору в работе нет, как нет и в Яде.
54. Одна паршывая овцы все стада паскудя. — Прыказваюць, когда один плохой человек зьнеславляе всю семью или общину.
55. От напасть ни прапасьці. — Прыказваецца когда на невинного человека взложаць напасьць, так как не надо тогда вдаваться в отчаяние, но напасьць мужественно переносить и от нее защититься.
56. Один глаз и тратит спать хочет. — О нерадивым хозяину, у которого есть всего одна какая-то вещь или живое существо, но и ее надо досмотреть. Например, есть один ребенок, которое нужно хорошо воспитать и обучить.
57. Одинаково, брать, гиниш, то отдай мне и канаплиниц. — Если бедный человек погибает, то его богатейший сосед не только ему не помогает в беде, но хочет завернуть и последнюю маемасьць. Канаплинец — место, где сеют коноплю, обычно лучшая в хозяйстве земля.
58. Одинаково разбрахався, то о кросны спросил. — О Разговорчивый человеку, который извиняется, что ошибся в беседе, или сказал лишнее слово. Толкового мужчина не должен говорить о женских делах, кросны-же — женская работа.
59. Одно права прав. — Делай одну работу. Прыказваюць, когда кто за сколько работ Зразы берется. Пример: «Ты, парень, одно право прав — если ешь, то ешь, а не — вылезает из-за стола и читай».
60. Одну овцу подстригают, а семь трасецца. — Прыказваюць, когда на одного из деревни спаде внезапная беда, которая может упасть и на каждый другого. Например, одну семью описали и вывозят на высылку, а вся деревня дрожит от страха, ведь уже завтра это-же может произойти с каждый другим.

61. Одну дыру строе, а вторая там-же смотреть. — Старой благой вещи не стоит проводить, так как не аплацицца.

62. Одних родителей дети и неравные. — Прыказваюць, когда родные братья имеют разные характеры или разные взгляды.
63. Аднэй матки детки и ниаднолькавыя песни поют. — Хотя и одного края люди, но имеют разные убеждения.
64. От ада оторвался и до рая ни достался. — О том, кто из дурного место вырвался, но и в хорошее не смог папасьци.
65. Адпёк пироги. — Прыказвае тот, кто адпомсьцився за свою обиду.
66. От прибыли голова ни болит.
1. Говорят тому, кто имеет доход хоть и мал.
2. Гиранична шутят с того, кому в семью прибыл нежелателен человек.
67. От работы и кони дохнут. — Так прыказвае гультай, когда его заставляют к работе.
68. От родного татка дороги и лотки. — Не только та наследие дорога от близкого человека, которая имеет матаръяльную ценность, но еще дороже может быть та, что скрывает в себе дорогой воспоминание о близком лице.
69. Адрыгнуцца волку авяччы слезы. — Придет время, когда и деспоты будут наказаны за свои преступления.
70. От смерти рук ни падложыш. — Так рассуждают того человека, у кого умер близкий человек.
71. От Снитков ноги как нитки. — Так прыказвали старину, когда ранней весной варили мяцьва из трав Снитков, из которого телу не было пажытку.
72. От того мы пагалели, что сладко пили и ели. — Часто людей к бедности приводит пьянство и вкусный еда.
73. От домашнего вор ни всьциражэшся. — Прыказваецца тогда, когда кто-то живет с преступникам.
74. От цяплосьци ни болят кости. — Прыказваюць чаще всего старики, когда молодые им прытыкаюць, что духота в доме, или если старый очень тепло адевся.
75. Отъедет сердце. — О апрыкронику, что много дакучае.
76. А он будет говорить. — «Почему ты, Бронька, в колхоз ня идешь? — Спросил комсомолец. А Бронька будет говорить: — Я лепи в озере воду замучу (значит — утаплюся), как в колхоз ици ».
77. А он свое право проведении. — Прыказваюць, если кто не слушал ни замечаний, ни обличений, а робе тоже самое, что и делал.
78. Аж глаза на лоб лезут. — Прыказваецца при падыманьни-то тяжелого.
79. Аж уши вянуць. — Прыказваюць, если кто-то при обществе без стеснения выражает брыдотныя слова, а также когда слышится навязчивых плач.
80. Вплоть зимля стенания. — Прыказваюць при пушечным стрельбе или раскаты.

81. Аж из кожи вон лезет. — Если кто-то изо всех сил старается чего-то достичь.

82. Ай, Насилие! Евреи Мэндаля бьют! — Так ускликаюць, когда услышат чрезвычайном смешное новость.
83. А йдзі ты в катния руки. — Говорят на того, кто бязупынку грозит, что покинет, уйдет отсюда.
84. А касьник висит? А детина смотрит? — Так шутят, когда девушка долго убирается перед зеркалом.
85. Но! Поехал на валу. — Так жители нашей окрестности прыказваюць жителем соседнего Гаенскай окрестности, когда услышат, что те потакала словом «Но», ведь в нашей окрестности потакала словом «Ага!».
86. А молодые под костелом ни Сиди? — Напоминают тем, кто презирать старыми приглашать их на работу или какую-то совещание.
87. А мой заржет на все забыла. — Говорит тот, кто оставляет общину, в которую он внес более вклада, а с его кпяць и высьмейваюць. Походе из сказки, где мужчины унесли снасьць ехать на ярмарку, а идя домой стали высьмейваць и насмехаться над того хозяина чья была заржет. Он зьлез из саней, выпраг кобыле, снял с нее сбрую и поехал домой верхом сказав «А мой заржет на все забыла».
88. А мой-же ты циляпень, не бей меня сейчас. Я жила, ни была, и умру, ни пойду. — Так прыказваюць, когда мало бывалый человек испугаются нового вынаходу — автомашины, рады ли чего другого. Походе это из сказки: Старая баба пришла первый раз к церкви и стала под колокольней. Когда колокол над головой зазвонил, она испугалась звона и такими словами в его просилась.
89. А наш Андрей всех мудрой. — Так прыказваюць на похвалу рызыканта.
90. Ани рухнул, ни вухнув. — Прыказваюць тому, который за проделанную милость не сказал ни «спасибо», ни худого слова, так как-же наветы и свинья, когда отходит удовлетворена от корыта, то рухнет, а если незадоволеная, то вухне.
91. Ни тот дух. — Прыказваецца о человеке, который не дается уговорить.
92. Ани тратит туда. — Прыказваецца о человеке, который не дается уговорить.
93. Ани Цыбулько, ни вкрышыць во что. — Когда нечего есть, то не главная беда, что няма Цыбулько, но что нет в что ее вкрышыць.
94. А пайди ты круцьцю-неварацьцю! — Так ругают и прогоняют круцялёв мошенников.
95. А Павлачка, а бацячка, встань и посмотри, что твой сын шэльма Миколайчик Делая. — Так шутливо прыказваюць, когда видят очевидную несправедливость. Это обращение исторический. Если при царе Николаю I в Борисове забрали первого жида в российская армия, то его отец, галосячы, говорил эти слова. Перед этим-же Евреи в Беларуси были уволены от военной повинности. При звадцы они наветы упикали Белорусов: «Жди, жди, пойдем под Красную Шапочку».
96. Апёкся на молоке, то янв и на воде. — Так прыказваюць, если человек имел какое-то болезненное повреждение, то посьля высьцерагаецца и там, где его никогда не может быть.
97. Последнего и в солдаты ни берут. — Прыказвае тот, кто не хочет чего-то последнего отдавать. К 1914 году в Российской империи последнего (единственного) сына в армию не принимали.
98. Последняя в папа жена. — Прыказваюць тому, кто не хочет чего-то последнего отдать, так как все можно приобрести, только православный священник второй раз не может жениться.
99. Аржаная каша сама себя волна. — Прыказваюць назад, которого никто не волна, а только он сам себя.
100. А там Бог отец. — Прыказваюць те, что надеются на какое-то улучшение.

101. Атросься да и панёсься. — Прыказваюць о том, который наделал крутни-няпрыемнасьци и сам нейде убежал.

102. А ты, волчьи, сиди мовча. — Если преступник других обвиняет в преступлении.
103. Авгиня невинно и Игнатий ни виноват. — Прыказваецца, если в семье какая беда или плохая приключение, когда каждый правуецца, что он здесь не должны и звальвае вину на другого.
104. Авдей все между людей. — Прыказваюць о хитрый бяссумленным человеку, который умеет приспособиться к каждое компании, чтобы поживиться.
105. А в колхоз! — Зов-угроза на своего противника в 1930-1931 годах, когда насильно в колхозы загоняли.
106. Авлас и ни у нас. — Так прыказвали те бедные люди, у кого не было скаромины, так как на Авласа сытно пища. Праздник Авласа в чэсьць бога велась. Праздник этот абходили в вапопши четверг перед Масьляницай.
107. Авлас по колени в масьля. — Авлас-велась бог стада. Праздник в его честь происходило весной, когда уже было свежий масла. Возможно перед истуканов велась клали масла в вахвяру и то масло достигала колен велась. Можно припуска, что эта пословица далекой старасьветчыны.
108. А у собаки хата была? — Такая замечание относится, если какой-то проходимцев хвастается о своем богатства.
109. Охота хуже неволи. — Так прыказваюць тому, кто без рассуждения, по своей воле и желании позвал на себя какое-то несчастье.
110. Ах ты, вор канавод, водил лошади через огород. — Шутливую игра слов. Прыказваецца, когда ловкий рассказчик восхваляет свои шальмовския приключения.
111. Ах ты, вор паяёк, тебя били, а я убежал. — В простом смысле дело так выглядит: Два воры пошли красть яйца. Одного поймали и били, а второй скрылся. Тот, что убежал, ругал своего соратника и обвинял его в злодейство. Так прыказваюць, когда прапышны преступник обвиняет преступника другой, с малыми проступков. Этот преступник обвиняет не за само преступление, а за то, что тот не мог концов похоронить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector