1 класс математика вокруг нас числа в загадках пословицах поговорках

Татьяна Маркова
Наш первый проект по математике «Числа в загадках, пословицах и поговорках» (фотоотчёт)

На уроке матиматике рассказала детям историю о числах. Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далёкие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьёв, разыскивая себе пищу. Ловили рыбу, охотились. Одевались в шкуры убитых зверей. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда: палкой, камнем или камнем, привязанным к палке.

Древние люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счёта. Но теперь детей учат считать родители и учителя, братья, сёстры. А древним людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь.

Земледельцы, охотники, пастухи с помощью глиняных фигурок, камушков, зарубок вели учёт собранного урожая, добычи, животных в стаде. Перекладывать камушки и глиняные фигурки с места на место было довольно утомительно. Время шло. Людям пришлось придумать названия для чисел.

Дальше детям рассказала про цифры, как они появились, с чем их сравнивали. Ребята с удовольствием слушали и отвечали на вопросы)

После того, как на уроках математики дети изучили все цифры, им было дано творческое задание-проект » Числа в загадках, пословицах и поговорках «. Проект выполняли в виде книжечки, где были представлены загадки, пословиц и поговорки про цифры. Книжечки были красочно оформлены. На уроке дети с большим удовольствием представляли своей проект, который они сделали вместе с родителями.

МБОУ «СОШ с УИОП» г. Грайворон

Проект

«Числа в загадках, пословицах, поговорках»

Выполнил: ученик 1 «В» класса

Сухоруков Игорь

Цели:

Познакомиться со старинными мерами длины: саженем, верстой, аршином, применять полученные знания об этих величинах в жизни, на уроках, научиться решать задачи с этими величинами

Мы с мамой нашли информацию о цифрах и вот что получилось:

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица

А вот это — цифра два.

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

А вот это – посмотри,

Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков –

Состоит из двух крючков.

Цифра новая – четыре.

Стол стоит у нас в квартире,

Сколько ножек у него –

У стола у твоего?

А вот это – цифра пять!

До пяти легко считать.

Каждый пальчик подержи,

Цифру пальчиком скажи.

Цифра шесть – дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семёрка – кочерга.

У неё одна нога.

Семь – точно острая коса.

Коси, коса, пока остра.

У восьмёрки два кольца

Без начала и конца.

Девять, как и шесть,

Вглядись.

Только хвост не вверх,

А вниз.

За девятью идёт десятка.

Ты это знаешь? Молодец!

Сочти все пальцы по порядку –

И счёту нашему конец.

Где только не встретишь разные числа: на зданиях, школах, на страницах книг, номерах машин. Числа встречаются и в народном фольклоре. Есть они и в загадках, пословицах и поговорках, скороговорках.

Один в поле не воин.

Один за всех и все за одного.

Ум хорошо, а два лучше.

Старый друг лучше новых двух.

От горшка три вершка.

Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.

Знать, как свои пять пальцев.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Весна да осень — на дню погод восемь.

У сытого коня восемь ног.

Десятая вода на киселе.

В загадках также встречаются числа

Стоит Антошка —

На одной ножке.

Много рук,

А нога одна. (Дерево)

Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная!
(Коньки, лед)

Один льет, другой пьет,

Третий зеленеет, да растет.

(Дождь, земля, растения).

Три глаза — три приказа,
Красный — самый опасный. (светофор)

Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки,
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки,
Мы не кони, хоть на нас
Вы садитесь много раз.
(Стулья)

Чтоб не мерзнуть

Пять ребят

В печке вязанной сидят (варежки)

Ежедневно в шесть утра

Я трещу: вставать пора!

Солнце с брызгами играет,
Семь цветных полос включает. (радуга)

Цифру восемь, цифру восемь
На носу всегда мы носим.
Цифра эта плюс крючки –
Получаются …(очки)

Проживают в этой книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете. (Цифры)

Числа встречаются и в названиях сказок, которые мама мне очень часто читала на ночь. Это сказки: Три медведя, Серый волк и семеро козлят, Белоснежка и семь гномов, Вовка в тридевятом царстве, «Цветик-семицветик»

1.Нам цифры забывать нельзя!
Куда ни посмотри —

Они везде, твои друзья:

Один, и два, и три.

2.С людьми давно они живут.
Повсюду цифры есть.

Лишь только кликни – тут как тут:

Четыре, пять и шесть.

3.В любой игре, в любом пути
Они с тобою вместе.
Считаешь ты до десяти:
Семь, восемь, девять, десять.

4.Хоть числа с виду и просты —
У них секретов много.

И если их полюбишь ты.

Тебе они помогут.

Хорошо уметь считать

Раз, два, три, четыре, пять!
Хорошо уметь считать!
Коль захочешь, сможешь ты
Сосчитать свои мечты,
Сто друзей себе прибавить,
От злодеев мир избавить,
Все науки изучить,
Все пятерки получить!

Цифры все легко и просто

Детям выстроить по росту:
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять!
Вместе учимся считать,
Вместе веселее!

В моей любимой песне «Вместе весело шагать» также встречаются числа. Послушайте.

Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.

Спой-ка с нами, перепёлка, перепёлочка,
Раз иголка, два иголка — будет ёлочка.
Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка,
Раз словечко, два словечко — будет песенка.

Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.

В небесах зари полоска заполощется,
Раз берёзка, два берёзка — будет рощица,
Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка,
Раз словечко, два словечко — будет песенка.

Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.

Нам счастливую тропинку выбрать надобно,
Раз дождинка, два дождинка — будет радуга,
Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка,
Раз словечко, два словечко — будет песенка.

Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.

Выводы:

Я узнал много нового для себя, когда выполнял этот проект, например, что такое верста, сажень, аршин, вершок.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа  п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»

ТЕМА: Проект «Математика вокруг нас.

Н.Н. Бондина

п. Красный Текстильщик

14.11.2017 г.

Тема: Проект «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках»

Цель: Создание условий для формирования информационных, проектировочных, коммуникативных компетенций учащихся                           1 класса через включение в краткосрочный проект «Числа в загадках, пословицах и поговорках».

— развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за выполненный творческий продукт;

— формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; формировать умение представлять результат своей работы.

— формирование умения оценивать количество предметов числом.

— обучающиеся научатся отбирать и классифицировать информацию по разделам загадки, пословицы, поговорки;

— слушать учителя и выполнять его требования.

Межпредметные связи: развитие речи, изобразительное искусство, технология.

Основные понятия, изучаемые на уроке: Число, цифра.

Необходимое оборудование: раздаточный материал, наглядный материал, дополнительный разрезной материал и т.д.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Мотивационный этап.

 Задача для учителя: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию.

Задача  для учеников: психологически подготовиться к уроку.

Приветствия учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой (включение в предметно-практическую деятельность)

— Добрый день, ребята, уважаемые гости!!!

— Ребята, повернитесь к нашим  гостям и покажите, с каким настроением вы пришли на урок.

— Тихо сели.

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать, считать!

Мы в первом классе учимся!

Всё у нас получится!

Пожелаю всем удачи —

За работу, в добрый час!

Подарите тепло своей души своему соседу.

Приветствуют учителя, гостей;  проверяют готовность к уроку.

Показывают своё настроение.

Потереть руки, передать тепло соседу.

Коммуникативные УУД

— активно взаимодействует со сверстниками;

— проявляет доброжелательное внимание к окружающим

Этап построения проекта.

— Ребята, нам пришло письмо из детского сада. Давайте его откроем и прочитаем.                      

 «Дорогие первоклассники! На следующий год мы тоже пойдем в школу. Но уже сейчас мы готовимся, учимся читать и считать. Мы хотим научиться считать быстро и правильно, как вы. Помогите нам быстрее запомнить все цифры. Будущие первоклассники».

— Как же мы можем помочь будущим первоклассникам?

— Чтобы помочь нашим друзьям, нам предстоит сегодня выполнить непростую, но очень интересную задачу. Вы уже знаете все цифры, умеете считать и обозначать числом определенное количество предметов. Поэтому мы сделаем подарок будущим первоклассникам.

 (- Что обычно дарят в качестве подарка?)

— Определите учебную задачу урока.

— Для того чтобы наша работа была успешной, предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа будет изготавливать   по две странички нашей книжки.

Я вам напоминаю правила работы в группе.

  1. В группе должен быть ответственный.
  2. Работать должен каждый.
  3. Один говорит, другие слушают.
  4. Своё несогласие высказывай вежливо.
  5. Если не понял, переспроси.

Читает письмо Салеев Андрей. Все остальные слушают.

Дети предлагают разные варианты (учитель корректирует высказывания детей).

Дети (с помощью учителя): Изготовить книжку (наглядное пособие) для будущих первоклассников.

Дети слушают.

Этап реализации построенного проекта

-Зачем же нам нужны числа?

— Давайте проверим так ли это?

Мозговой штурм

— Какое сегодня число?

— Какой по счету день недели?

— Сколько дней в неделе?

— Сколько месяцев в году?

— Назови номер своего дома.

— На каком этаже ты живешь?

— В каком классе ты учишься?

— Знания, какого предмета помогли вам быстро и правильно ответить на мои вопросы?

— Что же является главным на уроках математики и без чего нам не обойтись в жизни?

— Мы заканчиваем с вами изучать тему «Числа от 1 до 10. Число 0».

— Ребята, я предлагаю вам назвать книгу «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках».

Вы сейчас должны определить «Странички»  каких чисел вы будете оформлять, а для этого нужно решить примеры и ответы вам подскажут.

Решение примеров

Считать, записывать измерения нужны цифры….

второй

Называют номер дома

Называют этаж

Математики

Числа

Решают примеры.

I группа- 7,1

II группа- 3,8

III группа- 5, 9

Работают командиры.

Личностные УУД:

— развитие положительной мотивации.

Регулятивные УУД:

— определение цели учебной деятельности;

— поиск средства её осуществления.

Познавательные УУД:

— умение относить объекты к известным понятиям.

Коммуникативные УУД:

— умение слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения.

I группа

II группа

III группа

4+3=7

5+2=7

8-7=1

6-5=1

2+1=3

4-1=3

5+3=8

4+4=8

4+1=5

3+2=5

5+4=9

6+3=9

Задание 1. Командиры, распределяйте работу в группе.

— Берите в руки конверты, читайте имя исполнителя, задание и отдавайте конверт.

 1) Подготовка страницы для работы (рамка, запись выбранного числа)

 2) Иллюстрирование числа (рисунок, аппликация)

 3) Выбор загадок и стихотворных строчек с заданными числами

 4) Выбор пословиц и поговорок с заданными числами  

 5) Представление работы группы.

Задание 2. Вы получили необходимые материалы для работы. Определите, какие из них вам могут понадобиться для оформления вашей странички.

Задание 3. Разложите выбранные материалы на странице. Приклейте их в соответствующих местах. Чтобы ваша страничка была яркой, красочной, запоминающейся. Обсудите, что у вас получилось.

Учащиеся выбирают тот материал, который соответствует их заданию.

Физкультурная пауза

Организация игры «Найди предмет» — Найдите в классе картинки с изображением цифр и назовите предмет.

-Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием  и смогли глазками отыскать спрятанные цифры.

Учащиеся находят в классе картинки с изображением цифр.

Личностные УУД:

— развитие положительной мотивации.

Регулятивные УУД:

-умение  работать по предложенному плану

Познавательные УУД:

— умение находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака.

Коммуникативные УУД:

— умение договариваться с одноклассниками, для того чтобы работать сообща.

Представление результатов работы.

-Ребята, сейчас каждая группа представит свою работу. Расскажите о том, что у вас получилось.

Наша книжка почти готова. Осталось собрать странички в единое целое. Давайте подумаем, в какой последовательности их удобнее собрать в книжку.

Представляют результат работы своей группы – «Страничку числа», рассказывают, какую информацию о числе они использовали.

Обсуждают последовательность страничек в книжке; приходят к выводу, что удобнее расположить странички в порядке следования чисел в натуральном ряду от 1 до 10.

Познавательные УУД:

— умение выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные УУД:

— умение слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения.

Командиры собирают книжку.

Рефлексия учебной деятельности знаний.

Задача для учителя: научить обучающихся самостоятельно оценивать результат своей работы; дать оценку успешности достижения обучающихся поставленной цели. Задача для учеников: уметь оценивать себя, уметь подводить итоги работы

Оцените свою работу с помощью  смайликов.

С помощью одного смайлика оцените свою работу, насколько каждый из вас был полезен своей группе при решении поставленной задачи в начале урока.

С помощью второго смайлика   оцените работу своей группы. Насколько дружно и слаженно работала ваша группа.

— Ребята, вы все замечательно справились с работой. Я думаю, наши друзья будут рады такому подарку. Спасибо за работу!

Работают со смайликами, оценивают результат своей работы и работы группы в целом.

Передают подарок воспитателю детского сада Салеевой С.С.

Личностные УУД:

— освоение роли ученика;

— формирование интереса к учению.

Регулятивные УУД:

умение проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности, принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД:

— осуществление поиска и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД:

— умение слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector